Надежды и рифы

Дискуссия о реформе школьного образования

 

Меньше чем через 3 месяца, то есть с 1 сентября, семь томских школ (гимназии № 1, 13, 18, 29, школы № 40 и 43, а также Сибирский лицей), по всей вероятности, перейдут в новый для себя статус автономных учреждений. Еще шесть (гимназии № 6, 24, 56, 50-я школа, «Эврика-развитие» и Академлицей), если верить поданным в департамент образования заявлениям, планируют сделать это с 1 января 2011-го. Каких бонусов образовательные учреждения ждут от автономного плавания, какие видят риски?

Образовательный переполох

Красивая, но не осознаваемая на бытовом уровне истина: миром правят не политики и властители, а рука, качающая колыбель. До подобных философских высот российские граждане, как правило, поднимаются лишь на максимальном эмоциональном накале – как это случилось нынешней весной, накануне и сразу после принятия в третьем чтении Федерального закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Этот закон о новых формах бюджетного хозяйствования вызвал настоящую панику среди педагогов и родителей. Говорили, что после реформы за госсчет детям предоставят только по 2-3 урока в день (а в неделю – 2 часа математики, 3 русского языка и литературы, час физкультуры и еще пару – некоего предмета под общим названием «наука», то есть физика, химия, география, биология в одном флаконе), остальное за деньги родителей; что главная идея инициатора закона (Минфин) – переложить бремя финансирования образования и здравоохранения на плечи наших небогатых граждан. Форумы, в том числе президентский и правительственные, просто раскалились от гневных постов…

Атмосфера несколько разрядилась после того, как сначала министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко назвал все эти предположения спекуляциями, а затем президент Дмитрий Медведев поспешил успокоить граждан: «Никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг, и, во-вторых, что немаловажно, по сути, эти правила уже действуют в значительной части регионов, потому что они вводились там в экспериментальном порядке в период национального проекта, и они ни к чему негативному в этом плане не привели».

Однако реформа грядет, и необходимо понять: о чем все-таки следует поговорить и поспорить?

Жизнь без оков

Если резюмировать результаты проведенного «ТН» выборочного опроса директоров — будущих «автономщиков», то в Томске картина получается примерно такая.

Перейти на самостоятельное бюджетирование АУ вызвались преимущественно лучшие и сильные – популярные, заполненные под завязку гимназии и школы, за поступление в которые ежегодно бьются родители, которые имеют крепкую материальную базу, а за плечами – недавний капремонт.

В школах-добровольцах масса продвинутых программ, хорошо налаженная система предоставления платных услуг, доходы от которых – существенное подспорье и фактор развития. При этом руководители признают – в зарабатывании денег по своему «основному профилю» в сегодняшних условиях они достигли некоего потолка. Значит, улучшить положение дел может только более рациональное расходование имеющихся ресурсов, которое станет возможным в рамках АУ. Иными словами, жизнь без оков сметы и 94-го ФЗ, который многие называют «кошмаром и ужасом бюджетников».

Директор гимназии № 13 Людмила Яблуновская:

– Раньше, если даже нам и удавалось по конкурсу сэкономить (например, переоборудуя столовую, мы затратили на 27 тыс. рублей меньше, чем было заложено в смету), эти деньги возвращались в общий городской котел. Благодаря реконструкции системы водоснабжения у нас образовалась экономия по коммуналке – школа также не увидела этих средств. А в статусе автономного учреждения мы сможем направлять эти деньги на свои первоочередные нужды. Надеемся, что появится возможность действовать более оперативно, результативнее торговаться с подрядчиками, более рационально использовать имущество. Например, выпускники прошлых лет уже не раз обращались ко мне с просьбой сдавать им по вечерам в аренду спортзал – как бюджетники мы не имели права этого делать, как АУ сможем. Наша бухгалтер проходит сейчас обучение по новой системе хозяйствования – говорит, отчетов становится раза в три меньше. Полагаю, появится возможность и зарплатный фонд увеличить… Решение о переходе в статус АУ принимался общим собранием коллектива.

Риски и сложности

У директора Академлицея Ирины Тоболкиной не такой оптимистичный взгляд на перспективы АУ. По ее мнению, риски и сложности вполне могут перевесить ожидаемую выгоду:

– Потребуются дополнительные ресурсы – на тот же аудит, к примеру, ведь школе-АУ нужно будет самостоятельно проходить через жернова налоговой инспекции. Какими будут налоги на землю и на имущество? Пока льготы для образовательных АУ нигде не прописаны. Что рентабельней – аккуратно использовать технику в обучении школьников или более интенсивно – сдавая в аренду за деньги дядям и тетям? Выгоды неочевидны, все надо очень тщательно просчитывать.

По словам директора, Академлицей и сейчас, в рамках своей бюджетности, зарабатывает на платных услугах по 9-10 млн рублей в год, и это потолок:

– Больше мы при всей нашей инновационности и продвинутости программ собирать не будем, потому что в Томске не так много состоятельных людей, способных тратить значимые деньги на образование. В полупустых школах можно хоть площади сдавать в аренду, а если школа, как у нас, – битком? Если бассейна нет, спортзал один, никакой производственной базы? Пока большой выгоды от перехода в форму АУ я не вижу… А 94-й закон меня не угнетает, да и проверки тоже: лишняя инспекция департамента – это куда лучше, чем опасность влезть по неосторожности в долги и отвечать потом имуществом…

Здравую на первый взгляд идею о том, что наблюдательный совет школы более ответственно и рационально распорядится имуществом учреждения, Ирина Тоболкина тоже подвергает сомнению:

– А насколько адекватным окажется этот совет? Два представителя в нем будут понятными – чиновники департаментов образования и финансов, а еще трое? Насколько здравые они примут решения? Не забывайте, что директор школы – всего лишь исполнительное лицо.

– Я уже 20 лет работаю на самостоятельном балансе, с 2004 года наш управляющий совет имеет статус юрлица, в юридической форме это фонд. И при всем этом мы, возможно, не рискнем перейти в АУ – я сейчас нахожусь в ситуации серьезного раздумья и сбора информации… Что касается школ, становящихся автономными без опыта самостоятельного баланса, – это, на мой взгляд, авантюра! – эмоционально завершает директор Академлицея.

от первого лица  

Из стенограммы специального совещания у президента, посвященного 83-ФЗ (6 мая 2010 года, Москва, Кремль)

Дмитрий Медведев, президент РФ:

– Коллеги, один из вопросов, который задается, может быть, на первый взгляд, простой, но на него нужно дать прямой ответ. В Интернете люди пишут: этот закон означает переход на платное среднее образование. Андрей Александрович, такого рода интерпретация возможна?

Андрей Фурсенко, министр образования и науки:

– Невозможна. Закон означает только одно: что мы лучше можем выполнять конституционную норму о том, что среднее образование однозначно остается бесплатным, и что, кроме этого, на конкурсной основе люди могут получить бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.

…Все те нормы, которые прописаны в законе, отрабатывались в рамках нацпроекта. Это нормы, связанные с нормативно-подушевым финансированием; это те проекты, которые реализовывались в рамках программ развития и для школ, и для учреждений начального и среднего профобразования, и для вузов. И практически все вопросы, которые сегодня предлагается реализовать в законе, отработаны – в первую очередь в рамках нацпроекта. Мы абсолютно уверенно можем сказать, что объем бесплатного образования населению не уменьшится – увеличится.

Д. Медведев:

– Иными словами, общий ответ: нет, никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг…

…В соответствии с законом не допускается ни банкротство, ни ликвидация этих бюджетных учреждений. Иными словами, взыскание по их долгам не может обращаться на недвижимое и движимое имущество. Соответственно, такие организации, такие учреждения не будут закрыты.

…Насколько я понимаю, и объем финансирования (такое поручение я правительству тоже давал) для учреждений образования за последние годы только наращивался.

А. Фурсенко:

– Причем они росли существенно и в абсолютных цифрах, и в ценах, скажем, предыдущих лет; при этом эта тенденция сохраняется.

Д. Медведев:

– Есть еще один интересный момент, который мы с вами отрабатывали в ходе эксперимента по нормативно-душевому финансированию для общеобразовательных школ… Директор школы может более самостоятельно распоряжаться деньгами и, как следствие, выплачивать разные зарплаты учителям, а это должно сказаться на качестве учебного процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − 14 =