Кулайский бренд

Культурное наследие как перспективный бизнес

 

Необычную косторезную мастерскую организовали в Томске молодой предприниматель Алексей Степанов и художник Сергей Добрынин. Она занимается изготовлением этнических сувениров по мотивам археологических находок, обнаруженных учеными на горе Кулайка в Чаинском районе области в 1920-е. При этом цель тандема – не просто заработать деньги на популярной сегодня этнике, но позиционировать кулайское наследие как один из брендов Томской области.

Костяные бобры и лоси

Как говорит Сергей Добрынин, он давно очарован мифологией хантов и селькупов, их орнаментами, магическими оберегами. А когда в краеведческом музее открылась выставка кулайской металлопластики, буквально влюбился в самобытную культуру древних поселенцев Сибири:

– В кулайском искусстве около 200 образов. Я использую пока только семь – изображения лося, бобра, змеи, руки человека и других. Они символизируют благополучие, трудолюбие, мудрость, творческое действие – то, что и сегодня ценят люди. А с практической точки зрения эти образы легко адаптируются под украшения.

Творческому процессу предшествует трудоемкая обработка материала: мастер покупает бычьи кости, вываривает их, чистит, разрезает на пластины, шлифует. Затем наносит рисунок на заготовку, выпиливает лобзиком, вытачивает мелкие детали бормашиной…

– Несмотря на имеющиеся шаблоны, художественную обработку делаю вручную, – поясняет Добрынин. – И еще я не копировальный станок — все изделия неуловимо отличаются друг от друга. В этом и есть притягательность хендмейда.

Амбициозная задача

Сначала Сергей раздаривал украшения и аксессуары друзьям, потом посыпались заказы, в том числе и от иностранцев: гостям Томска хотелось увезти на родину этнический сувенир, напоминающий, что в таежном крае когда-то существовала высокоразвитая цивилизация.

В какой-то момент спрос превысил предложение. И тут молодой предприниматель Алексей Степанов предложил Добрынину бизнес-идею и, получив согласие, закупил оборудование для автоматизации процессов, которые не являются творческими.

— Станки позволят увеличить объем производства в 3–4 раза, – говорит Алексей. – Но мы не хотим выпускать безликий ширпотреб. Задача – сохранить очарование хендмейда.

Сейчас производственная линейка представлена подвесками, брелоками, сережками и браслетами. В будущем ассортимент расширится, на сувенирах можно будет сделать памятную гравировку. А на индивидуальный заказ мастер будет выполнять обереги из более дорогих и благородных материалов – клыка моржа, бивня слона.

– Вообще, цели у нас не только утилитарные – производство оригинальных украшений, – замечает Алексей. – Мы поставили перед собой амбициозную задачу – позиционирование кулайского наследия как одного из брендов области.

Олеся МИНКО

 

Проект «Кулай» стал победителем городского конкурса предпринимательских проектов «Перспектива» в номинации

«Лучший городской молодежный бизнес-проект» и получил сертификат на субсидию в 150 тыс. рублей.

 

Все детали украшений художник Сергей Добрынин тщательно вытачивает вручную

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

13 + 4 =