Шипы и подшипники

Ожидание масштабных инвестиций заставило рабочих голодать

 

Вконференц-зале заводоуправления ЗАО «Томский подшипник» установлены раскладушки, стол, на столе чайник, чашки, телевизор. Вот уже почти неделю 11 сотрудников предприятия продолжают здесь голодовку, требуя погасить им доги по заработной плате. Многим рабочим компания должна выплатить уже больше сотни тысяч рублей, а в целом, по словам руководства, задолженность составляет 53 миллиона.

Заводоуправление уже посетили представители областной администрации, прокуратуры, государственной инспекции труда и даже КПРФ. Приезжал к сотрудникам и собственник завода, директор ООО «Компания «Финист» Сергей Магазов. Для погашения долгов он дал разрешение на распродажу части имущества.

Между тем сумма задолженности по зарплате на «Томском подшипнике» ежемесячно увеличивается на 4,5 млн рублей. То есть растет как снежный ком – по словам и.о. директора Анатолия Симаковича, с ноября 2009-го по март 2010-го было выплачено около 6 млн рублей, в мае еще около двух, в июне же почти ничего.

Между тем не далее как год назад было объявлено о проекте масштабной модернизации предприятия…

 

Начинали голодовку 13 человек, но двое вышли из нее по состоянию здоровья. Кто-то спит, кто-то ходит из угла в угол, кто-то играет в нарды.

За своим состоянием люди следят сами, но, по словам и.о. директора Анатолия Симаковича, каждые четыре часа приезжает скорая. Известно, что на выходные три человека уходили домой. Люди в ожидании…

 

Почему ожидание масштабных инвестиций  привело рабочих к голодовке

Хотим зарплату

– Все другие методы мы уже испробовали. В суд подавали. Но здесь все так запутано – прокуратуре надо разбираться. А мне – детей кормить, платить за квартиру, электроэнергию, – рассказывает один из голодающих, мастер производственного участка шарикового цеха Сергей Чернаков. – Моя жена уволилась в сентябре, но до сих пор не получила зарплату. У нее стаж 25 лет, у меня 30. Ей должны 30 тыс., мне – около ста. А при этом у нас долг за коммунальные услуги 20 тыс. рублей – придут приставы и все опишут.

Таких, как Сергей Чернаков, среди голодающих большинство – это люди, которые проработали на подшипниковом почти всю жизнь. А большая часть молодежи давно уволилась.

– Мне 55 лет, если бы я еще год проработал, ушел бы на пенсию, – продолжает Сергей Аркадьевич. – И, честно говоря, никогда не думал, что предприятие стратегического значения вот так будет разваливаться: ведь подшипниковый завод не банно-прачечный комбинат – таких заводов в стране единицы… Вообще, считаю, причина проблем – в ошибках руководства и бездействии власти.

Частичная распродажа

С начала голодовки заводоуправление посетили представители областной администрации, прокуратуры, государственной инспекции труда. Приезжал к сотрудникам и собственник завода директор ООО «Компания «Финист» Сергей Магазов.

– С коллективом голодающих состоялась встреча, но никакие уговоры на них не подействовали – требуют полного погашения долгов, – рассказывает Анатолий Симакович, и.о. директора «Томский подшипник».

По словам Симаковича, Сергей Магазов обещал людям и власти сохранить предприятие, а также дал добро на распродажу части имущества.

– Раньше у меня были связаны руки, а сейчас вплотную занимаемся распродажей незавершенной продукции, оборудования, – рассказывает Анатолий Симакович. – Первая продажа состоялась в пятницу, 2 июля, были здесь до позднего вечера. И вот 6 июля привезли первые деньги – 350 тыс. рублей.

– Но продавать собственник сказал только то, что не повлияет на дальнейшее производство подшипников. Ведь основная цель остается прежней – модернизация, техническое перевооружение и дальнейшая работа завода, – подчеркивает Симакович, – 5 июля мы были у первого заместителя губернатора Оксаны Козловской, и Сергей Магазов еще раз подтвердил: у него не было и нет мысли о распродаже завода. Ведь это можно было сделать и два года назад – зачем нам было мучить себя и людей?

Планов громадье

Уже почти два года рабочие «Томского подшипника» жили ожиданием масштабных инвестиций. В 2010-м на предприятие должно было поступить около 11 млрд рублей на переоснащение производства. Об этом бывший директор «Подшипника» Виктор Казанцев сообщил «ТН» еще в августе 2009 года, рассказывая о проекте выпуска малошумных подшипников для мировых автогигантов, которые создают сборочные производства на территории России.

– Это значимый проект и для нашего предприятия, и для всей отрасли, которая, по сути, сейчас почти угроблена, – сказал тогда Виктор Казанцев.

С оптимизмом смотрели в 2009-м на будущее «Подшипника» и в областной администрации: в сентябре между администрацией и владельцами ЗАО было подписано соглашение о поддержке проекта, который предусматривал начало производства уже к концу нынешнего года. Планировалось передовое технологическое оборудование из Италии, Германии, Франции, Австрии, Швейцарии, Японии, США и увеличение объемов производства в 8–10 раз – до уровня советского периода (около 3 млн подшипников в год).

В процессе ожидания многомиллиардных инвестиций на предприятии провели перемонтаж 300 единиц оборудования и освободили площади для нового производства…

Зависли в воздухе

С наступлением кризиса спрос на продукцию «Томского подшипника», равно как и других машиностроительных предприятий, упал. Предприятие оказалось в долговой яме и перестало привлекать инвесторов. Реализация миллиардного проекта повисла в воздухе. Было принято решение производство временно приостановить.

Завод начал накапливать долги – как сотрудникам, так и энергетикам. Весной этого года последние отключили на предприятии свет и тепло. Позже проблемы задолженностей предполагалось решить за счет совсем другого проекта.

Сегодня не понятны не только перспективы многомиллиардного проекта, но и история обещанной государственной поддержки. С декабря 2009 года «Томский подшипник» ждет помощи из Министерства промышленности и торговли. Озвучивалась сумма в 183 млн рублей: 100 планировалось пустить на переоснащение производства, 38 – на погашение долгов по зарплате, 40 – энергетикам.

Весной этого года, когда в коллективе начались волнения, с рабочими встретился директор завода Виктор Казанцев, а затем и Сергей Магазов. Оба обещали разрешение проблем. Затем Виктор Казанцев ушел на больничный, теперь и вовсе уволился. Несколько месяцев предприятием руководит бывший заместитель директора по производству Анатолий Симакович.

– Перспективы этих 180 млн, которые мы очень долго ждали, неизвестны – сейчас этим занимаются органы прокуратуры, я показал им этот документ. Они будут разбираться, есть этот приказ или нет. Я сам ничего не могу сказать – этим вопросом занимались бывший директор Казанцев и собственник завода Магазов.

Вопрос решать

До остановки производства в коллективе было около 900 человек, сегодня в списках около 700 сотрудников. Сумма задолженности по зарплате ежемесячно увеличивается на 4,5 млн рублей. То есть растет как снежный ком, по словам Анатолия Симаковича, с ноября 2009-го по март 2010-го было выплачено около 6 млн рублей, в мае еще около двух, в июне же почти ничего.

– Администрация области нам правильно претензии предъявляет: «Ну не получается с финансированием, что же вы людей не сокращаете?» Но мы сначала ждали этих денег – вот-вот придут… – признается Анатолий Симакович и продолжает: – Сейчас собственник поставил задачу сохранить коллектив и реализовывать имущество, которое не повлияет на дальнейшее производство. Набрать 53 млн, может, и не удастся, но надо начинать платить и голодающим, и остальным. Ведь если кому-то дадим, а кому-то нет, акции протеста могут начать и другие люди, и уже побольше, чем 13 человек.

– Вы уже поняли, какая это «голодовка»? Приходят, уходят… – сказал вчера «ТН» председатель комитета развития реального сектора экономики администрации области Владимир Филатов. – Но при этом люди правы – вопрос надо решать.

6 июля голодающим пообещали выплатить большую часть задолженности – 70–80%, но они отказались.

Бульдозером выгребать

Нерешенной остается и проблема задолженности энергетикам. Если долги не будут погашены, то зимой на заводе не будет ни электричества, ни отопления.

– Прошлую зиму мы продержались, – говорит Сергей Чернаков, – но если оборудование зимой простоит без отопления, его потом можно будет все бульдозером выгребать…

Согласно сообщениям СМИ, подобным образом развивается ситуация и на ООО «Подшипниковый завод г. Прокопьевск», основным собственником которого также является Сергей Магазов. Сначала были обещания масштабных инвестиций и модернизации , а сегодня по факту невыплаты зарплаты работникам завода возбуждено уголовное дело.

P.S. Вчера около 21-го часа, перед самой сдачей в печать, «ТН» стало известно: всем голодающим долги по зарплате выплачены на 100 процентов. Люди разошлись по домам, голодовка завершена.

Многие наблюдатели высказывают опасение, что может последовать «вторая полна» — какие-либо акции протеста других работников завода.

 

7 июля прокурор Томской области Василий Войкин объявил предостережения учредителю

ЗАО «Томский подшипник» Сергею Магазову и и.о. директора предприятия Анатолию Симаковичу о недопустимости нарушения трудового законодательства.

  

Единственные за Уралом российские подшипниковые предприятия, расположенные в Томске и Прокопьевске, переживают очень сложное время. Несмотря на все заявления владельцев о реализации масштабной и глубокой модернизации производства, проводимой в рамках «Проект ГПЗ», заводы продолжают генерировать долги не только перед поставщиками, но и перед собственными рабочими, стремительно приближаясь к очередному банкротству. (Отраслевой сайт snr.com.ru)

 

НАША СПРАВКА

ЗАО «Томский подшипник» было создано в качестве дочернего предприятия ОАО «Ролтом» (создано в 1992 году после акционирования ГПЗ-5). Осенью 2009 года «Ролтом» признан банкротом, часть его имущества была продана или передана в аренду ЗАО «Томский подшипник».

ЗАО «Томский подшипник» принадлежит ООО «Финист» (г. Кемерово), директором которого является Сергей Магазов, он же генеральный директор ООО «Проект ГПЗ» (г. Москва). Инвестиционная компания «Проект ГПЗ» была специально создана при патронаже ГК «Ростехнологии» для создания и восстановления подшипниковых предприятий, работающих в интересах госзаказа.

Для налоговой оптимизации «Томский подшипник» разделен на несколько юридических структур: ООО «Инструмент-Т», ООО «Автоподшипник-Т», ООО «Подшипник-Т» и ряд других.

Аукцион по распродаже имущества ОАО «Ролтом» на сумму около 1 млрд рублей, прошедший в Томске 6 июля, снова признан несостоявшимся – купили один автомобиль.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + тринадцать =