Общий анализ

Практикум для начинающих родителей

 

Главный специалист-эксперт Управления Росздравнадзора по Томской области Анджей Скобельский испытал себя в новой ипостаси – у него родилась дочь. Войдя в детскую поликлинику не с росздравовской проверкой, а как все папы – через регистратуру, Анджей Владимирович, полагавший, что знает о томском здравоохранении почти все, сделал для себя ряд неприятных открытий.

«ТН» попросили молодого отца поделиться личными впечатлениями от первых шагов по детскому ЛПУ, а заодно и прокомментировать опыт с нормативно-законодательной точки зрения. Так сказать, наложить практику на теорию. И вот что получилось.

Почему нельзя сегодня?

Теория

За каждого ребенка, прикрепленного к поликлинике по программе родового сертификата (реализуемой в рамках ПНП «Здоровье»), фонд социального страхования перечисляет поликлинике деньги – 2 тыс. рублей за первый год жизни ребенка. Эти средства полностью идут на оплату труда медицинских работников, которые ведут динамическое диспансерное наблюдение ребенка первого года жизни. Все, что необходимо произвести в рамках этого наблюдения, подробно расписано в 307-м приказе Миндзравсоцразвития: какие именно сделать анализы, УЗИ, когда малыша должны осмотреть узкие специалисты… Все это поликлиника обязана выполнить неукоснительно – именно за это ей перечисляются дополнительные, сверх тарифа ОМС, деньги.

В соответствии с территориальной программой госгарантий назначенное врачом обследование пациента должно быть выполнено в течение 10 дней.

Практика

– Когда нашей малышке исполнилось 2 месяца, – вспоминает Анджей Скобельский, – медсестра дала направление на общий анализ крови и велела записаться в регистратуре. Там говорят: приходите через неделю, мы вас поставим в очередь, она подойдет примерно через 10 дней.

Так поликлиники научились хитрить: в случае проверки они могут кивнуть на родителей – они-де не пришли с направлением вовремя, срок же с момента записи соблюден. Хотя он должен считаться с даты, стоящей на направлении.

Я позвонил заведующему поликлиникой. Он начал жаловаться: мало лаборантов… И только после того, как я сослался на программу госгарантий, с неохотой сказал: приходите завтра, возьмут у вас, так и быть, кровь.

Кстати, назавтра в 08.30 у лаборатории, кроме нас, не было ни души – ни по записи, ни без. Зато перед собой я с изумлением увидел стенд, где разъяснялось: дети первого года жизни сдают анализы без записи – в день здорового ребенка. И врач, и регистратор, и заведующий были осведомлены, что моей дочке всего два месяца, но почему-то предпочли забыть о действующем положении…

Это ваши проблемы!

– В марте малышка захворала, понадобился анализ. В поликлинике нас записывают и велят явиться… 10 мая – через 40 дней с момента обращения! За неделю до назначенного срока я сообразил, что 10 мая – праздник. Звоню в регистратуру, спрашиваю, когда приходить, ведь нас записали на выходной? Мне ответили изумительно: «Это ваши проблемы!» – «Может, нам явиться 11-го?» – «Нет, – говорят. – На 11-е своя очередь. Давайте мы вас снова запишем – придете через 40 дней…»

Объясняю ситуацию старшему педиатру. В ответ – те же сетования: сделать ничего невозможно, у нас мало лаборантов… Мне предлагают: приносите анализ, может быть, кто-то из «законных» очередных детей в баночку не сумеет накакать… Тут уж я возмутился: почему все должно зависеть от того, накакает кто-то в баночку или нет?! После переговоров со старшей медсестрой нас все же вписали в очередь на 5 мая – что называется, порешали на личных контактах.

Теория

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 890 дети до трех лет должны быть обеспечены всеми необходимыми лекарственными препаратами бесплатно.

Практика

– Разумеется, мы не ждали 40 дней – в конце марта сделали этот анализ платно (за 580 рублей) в другом учреждении. Инфекционист в нашей поликлинике на основании этого исследования расписала лечение несколькими недешевыми препаратами на обычном листочке, «забыв», что двухмесячный ребенок должен получать лекарства по льготному рецепту. После курса результаты лечения проверяли опять-таки на платной основе и не в поликлинике…

«Откуда мы знаем?»

– «Динамически наблюдавшая» нас участковая скомандовала: пройдите невролога, хирурга и офтальмолога. Оказалось, только хирурга можно посетить в порядке живой очереди. С остальными специалистами ситуация с точностью повторилась: «Звоните через две недели – запишем». Через две недели записали только к неврологу. Окулист ушла в отпуск. «Она будет через месяц, тогда и записывайтесь». Спрашиваю: «Что же нам делать?» Ответили обескураживающе просто: «Откуда мы знаем?»

На следующий день я был с проверкой в детской больнице и между делом поинтересовался у замглавврача: почему в вашей поликлинике нет офтальмолога? Моментально нашелся специалист, который смог посмотреть моего ребенка назавтра же…

Ну а если бы не было проверки, моей настойчивости, осведомленности о нормах и правилах, должности, наконец? Что делать рядовым родителям? Грустно все это…

Прививка равнодушия

Теория:

В соответствии с санитарными нормами и правилами после проведения профилактических прививок детям первого года жизни должно быть обеспечено активное медицинское наблюдение (патронаж) в следующие сроки: дифтерия, коклюш и столбняк – на следующий день после иммунизации, полиомиелит – на второй день.

Практика

– На прошлой неделе мы сделали дочке очередную прививку: АКДС плюс полиомиелит. К нам никто не пришел и даже не справился о состоянии ребенка по телефону. А сделанный ребенку еще в роддоме в рамках программы неонатального скрининга тест на одно из наследственных заболеваний из-за отсутствия реактивов так и не был выполнен…

Я знаю, как должно быть. И вижу, насколько далека сегодняшняя медицинская реальность от нормы. Больше всего меня поражает, что все это происходит в детской практике!

Один врач промолчал, другой не подумал, третий сумел отшить надоедливых родителей… В итоге – поражающие абсурдностью факты: недавно я анализировал историю болезни 5-летнего ребенка, которому клинический диагноз «муковисцидоз» поставили не в нашем умном городе, а… на курорте. Пять лет ребенок тяжело болел, но у врачей первичного звена не хватило квалификации, чтобы насторожиться и обследовать его.

Несмотря на документальное благополучие, в реальности медицинская помощь детям (даже первого года жизни!) труднодоступна и несвоевременна. Чтобы ее получить, родителям нужно проявить недюжинную выдержку и пробивные способности.

Прим. ред. Мы не стали называть номера ЛПУ, в котором происходили вышеописанные мытарства молодого папы – к сожалению, эти ситуации типичны для наших поликлиник…

Угол зрения 

Идеальные родители

Инесса ЮШКОВСКАЯ, корреспондент «ТН»:

Замечательный механизм экономии у фондодержателей: не пришел родитель с дитем на осмотр – хорошо, пришел – тоже невелика беда, побродит месяц-другой вокруг регистратуры, позаписывается – надоест, сам уйдет. А ЛПУ свои законные 2 тысячи за первый год жизни прикрепленного малыша при любом раскладе получит.

Теперь Скобельские ходят в поликлинику только за прививками. Они могут себе позволить обойтись без внимания участкового, ведь Анджей Владимирович сам врач.

Их знакомые забрали из поликлиники карточку своей малышки после того, как мама обнаружила в ней записи о несуществующих случаях патронажа и результатах непроведенных исследований. Теперь к девочке приходит частнопрактикующий педиатр.

Моя коллега-журналистка, намучившись с новорожденной дочкой в очередях и подцепив вирус в первый же диспансерный визит в поликлинику (продлившийся, к слову, более двух часов), сделала то же самое. «Дешевле заплатить, чем потом от бесплатной медицины лечиться», – говорит она.

Много у нас таких вот нестойких родителей. И с каждым годом все больше. Просто идеальный вариант для экономного фондодержателя…

 

обратите внимание!

Советы эксперта

Анджей Скобельский, главный специалист-эксперт Управления Росздравнадзора по ТO:

1. Узнайте как можно больше о своих правах и об обязанностях лечебного учреждения, к которому вы прикреплены. Все возникшие в регистратуре или на участке проблемы немедленно обсудите со старшим педиатром, заведующим поликлиникой.

2. Если эффекта нет – жалуйтесь в страховую компанию (все контакты вы найдете на страховом полисе) и (или) в Горздрав – тел. 53-10-95, отдел жалоб, в Росздравнадзор – тел. 53-49-42.

3. Если вас всерьез тревожит состояние ребенка, а амбулаторная помощь недоступна, вызывайте неотложку. Кстати, существует установка: всех пациентов первого года жизни, к которым вызвана скорая, доставлять в стационар для точного подтверждения либо исключения диагноза.

4. Второй вариант: отправляйтесь с ребенком в приемный покой стационара самостоятельно, в порядке самообращения. Знайте, что строгая девушка в приемном покое не имеет права завернуть вас на том основании, что у вас нет направления. В любом случае она обязана зарегистрировать ваше обращение в журнале и пригласить дежурного врача, который осмотрит ребенка и проведет необходимые исследования. Только на основании их результатов врач примет решение о госпитализации либо отправит вас домой с рекомендациями по лечению и дальнейшему амбулаторному наблюдению. Если волшебное слово «самообращение» не сработало – см. п. 2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × три =