Карта доступа

Нет избирателей с ограниченными возможностями?

 

Дать людям с ограниченными возможностями такие же возможности (тавтология сознательная), как и здоровым гражданам, участвовать в выборах – такую задачу поставила перед собой муниципальная избирательная комиссия Томска.

– В федеральном законе о гарантиях избирательных прав граждан России нет такой категории, как «люди с ограниченными возможностями», – настоятельно подчеркиваю это. Все граждане равны. Поэтому давайте обсудим, как это равенство действительно обеспечить, – такими словами Татьяна Арбузова, председатель горизбиркома, открыла уже третье за август заседание специально созданной рабочей группы.

Вводная

Первое заседание рабочей группы горизбиркома состоялось в начале августа. Главный итог прошедших трех недель – из разных источников получена информация о самых проблемных группах инвалидов, обработана и суммирована.

– Думаю, мы впервые собрали настолько полную информацию по ряду категорий людей с ограниченными возможностями, – информировала участников встречи Татьяна Арбузова, – потому что, к сожалению, на первоначальном этапе данные разнились и, как теперь понятно, были очень неполными.

Дело даже не в таких нюансах, что разные ведомства обладали списками, в которых были лишь инициалы, а не полное имя и отчество. Разнились цифры. Так, по состоянию на начало месяца статистика говорила, что в Томске проживают 275 колясочников, 603 нетранспортабельных и 167 слепых и слабовидящих избирателей. На сегодня цифры существенно выросли: колясочников – 364, нетранспортабельных – 953, слепых – 280, глухих – 217. Это результат того, что горизбирком направил запросы в разные ведомства, а потом свел воедино все данные. А благодаря общественной молодежной избирательной комиссии создана статистика по молодым людям (от 18 до 35 лет): колясочников – 24, нетранспортабельных – 22, слепых – 20, глухих – 33.

– Большое спасибо городскому управлению здравоохранения, областному департаменту социальной защиты и городскому управлению социальной политики, обществу слепых и другим, – резюмировала промежуточный итог Татьяна Арбузова. – Выборы закончатся, а жизнь продолжится – теперь этим ведомствам легче будет работать со всеми этими людьми. Но сейчас, повторюсь, давайте решать, как обеспечить реальные возможности их избирательных прав.

Постановка проблем

Поставленная проблема существенно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Во-первых, речь идет о городском пространстве Томска, которое, мягко говоря, плохо приспособлено для перемещения людей с ограниченными возможностями.

Во-вторых, для полноценного голосования нужно столь же полноценное информирование.

В-третьих, при этом нельзя переступить закон – абсолютно недопустимо нарушение конфиденциальности персональной информации о здоровье гражданина и его семейных обстоятельствах.

Информация будет

– Работа по информированию людей с ограниченными возможностями об участниках выборов и их условиях велась всегда, но мы должны признать, что она до сих пор была недостаточна, – сказала председатель горизбиркома. – Сейчас же мы ставим задачу донести информацию до всех лиц с ограниченными возможностями в таком же объеме, как и для физически здоровых избирателей.

В качестве примера председатель горизбиркома твердо обещала: для слепых и слабовидящих вся выборная информация будет начитана на электронные носители (договоренность с отделом организации обслуживания инвалидов по зрению областной библиотеки им. А.С. Пушкина достигнута) и после регистрации роздана избирателям через общество слепых (председатель общества Геннадий Степанов входит в рабочую группу). Также избирательная комиссия обещает подготовить полные информационные материалы и для колясочников.

– Это две самые проблемные категории людей с ограниченными возможностями, – пояснила приоритеты Татьяна Арбузова. – Другие, например глухие или глухонемые, объективно обладают большими возможностями для информирования – они могут прочитать, увидеть и даже отчасти услышать…

Словом, подготовку информации горизбирком, как и полагается ему по должности, берет на себя. Однако есть больной вопрос с доставкой этой информации.

Безопасность и конфиденциаль- ность

– Например, одиноко проживающие слепые люди никогда не откроют дверь незнакомому человеку – будь он член избирательной комиссии или кто-то иной, – поставила проблему председатель одной из окружных избирательных комиссий. – Так же эти люди, как и колясочники, не откроют дверь в отсутствие родственников.

– К тому же это и незаконно, и может быть опасно, – обратилась к участникам рабочей группы Татьяна Арбузова. – По закону только социальный работник имеет право официального общения с гражданином с ограниченными физическими возможностями. По поводу опасности – а если под видом сотрудника избиркома позвонит кто-то другой? Вообще, я предупреждаю председателей окружных и затем участковых комиссий: все данные, которые мы вам передадим, строжайше конфиденциальны – под вашу персональную ответственность! Но что делать-то с передачей информации?

После непродолжительного обсуждения было вынесено однозначное решение – работа может быть выполнена только сотрудниками службы социальной защиты – как по закону, так и по степени доверия инвалидов к ним. При этом для снижения нагрузки на социальных работников горизбирком предложил им в помощь общественных помощников: активная молодежь готова способствовать социализации людей с ограниченными возможностями.

– В том числе и с доставкой людей, которые пожелают голосовать не дома, а на избирательных участках, – информировала членов комиссии Татьяна Арбузова. – Есть договоренность с автоклубом «РИМ». За очень небольшую плату клуб готов выделить каждой окружной избирательной комиссии по машине и двух молодых людей – они даже колясочников в случае их желания из неприспособленных домов доставят на избирательный участок. Но опять же в соответствии с законом это можно будет сделать только при участии сотрудника социальной службы.

Паспорт маршрута

– Есть информация по оборудованию избирательных участков приспособлениями для людей с ограниченными возможностями – пандусы, специальные кабины, лупы с подсветкой для слабовидящих? Есть информация, сколько людей захотят всем этим воспользоваться? – задала вопросы Оксана Рогаленко, представитель городского управления социальной политики.

Татьяна Арбузова ответила, что большинство этих сведений пока по объективным обстоятельствам представить не может:

– Я не жду сегодня от всех участников встречи окончательных ответов. Границы избирательных участков согласно закону будут определены к 25 августа, затем в течение 10 дней будут сформированы участковые комиссии – мы дадим все сведения к 10 сентября. Но сегодня мы собрались затем, чтобы поставить проблемы и начать предварительную работу. В соответствии с предложением ЦИК РФ мы, по сути, начинаем выполнение пилотного проекта. Он называется «Паспорт маршрута на избирательный участок», и мы предлагаем свой вариант, в котором были бы указаны наиболее полные данные о людях с ограниченными возможностями. Например, сегодня мы знаем номера квартир, но не знаем их этажности и еще многое. Надо по возможности быстрее заполнить эти паспорта, и тогда мы действительно сможем максимально обеспечить избирательные права этих людей.

Призыв из «внешнего мира»

После окончания заседания разговор перешел в мировоззренческую плоскость. Несколько оставшихся говорили о самой сути отношения общества и властей к людям с ограниченными возможностями. И поскольку разговор был, по существу, конфиденциальным, я не могу назвать имена части этих людей.

– Знаете, – сказал один из участников разговора, – бывает очень резкая негативная реакция инвалидов на предложение участвовать в выборах.

– А как может быть иначе? – ответила Татьяна Арбузова. – Ведь то, о чем мы говорили, лишь малая часть преодоления общего безразличия к этим людям… И на общем фоне…

– А по моим наблюдениям, все-таки они очень благосклонны к тому, когда кто-то обращается к ним из «внешнего мира», – сказала еще одна из задержавшихся…

 

«Какие избирательные права инвалидов, когда не обеспечены права вообще граждан?» – сказал мне крайне критически настроенный знакомый.

Да, согласен я с этим во многом – Россия… Но, полагаю, что это не есть причина для необеспечения прав инвалидов. Больше того, думаю, что это одна из наиболее критически настроенных социальных групп. И хотя она в силу малочисленности слабо влияет на конечный результат, именно такие формы социальной активности и следует использовать для повышения общей гражданской активности.

 

Светлана Коноплева, заместитель главы администрации Кировского района Томска, член горизбиркома, член рабочей группы по обеспечению избирательных прав людей с ограниченными возможностями:

– По нашим данным, в районе 41 колясочник, из них трое детей. То есть 38 избирателей: 15 – нетранспортабельные, 9 имеют коляски. Все живут выше пятого этажа. Коляски не приспособлены к лифтам – не входят в двери. А как нести человека с 8-го этажа на коляске? Вообще, по нашим спискам, в районе 230 инвалидов, и мы с помощью сотрудников социальной защиты на каждых выборах помогаем им проголосовать. Но в связи с проведенной работой по уточнению данных я пока не могу сказать, насколько этот список полон…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 3 =