Уравнение с одной Иксой

Перспективная старина и современные технологии малой энергетики

 

Технико-экономическое обоснование реконструкции малой Иксинской ГЭС (Чаинский район) готовят сегодня специалисты по заказу заслуженного энергетика РФ и депутата областной Думы Николая Вяткина. Икса-ГЭС – местная достопримечательность. Памятник трудовому энтузиазму и советской бестолковщине. Ударная народная стройка сразу не задалась: то плотину сделали не так, то воды оказывалось недостаточно, то обнаружилось, что МГЭС мешает сплаву леса… Икса-ГЭС начали строить в 1949-м, на полную мощность запустили в 1965-м, а уже в 1971-м демонтировали за ненадобностью – до чаинской земли дотянулись государственные линии электропередачи. Сегодня здание полуразрушено, но основание плотины и каналы целы. И специалисты Московского института малой энергетики, месяц назад осмотревшие останки МГЭС, дали положительное заключение по началу проекта.

– Модернизированная Икса-ГЭС будет не на 4 МВт, как рассчитывали ее создатели, а всего на полтора, но эта дешевая энергия на четверть обеспечит потребности райцентра – села Подгорного. А значит, дело стоит того, чтобы потратить на него 30–50 млн рублей, – говорит Николай Вяткин, в прошлом руководитель большой томской энергетики, а ныне убежденный сторонник энергетики малой возобновляемой.

Таких дряхленьких, но перспективных МГЭС по Сибири – десятки. А еще есть десятки самых современных проектов альтернативных источников тепло- и электроэнергии.

Землей согреты

– Мы, профессионалы, на малую энергетику всегда смотрели свысока: мелочь, блохи, – признается Николай Александрович. – Оттого и специалистов в этой области у нас сейчас практически нет. Областной департамент энергетики также привык работать только с большими мощностями. Отвыкать жизнь заставит…

Сам Вяткин пришел к пониманию выгодности автономизации через личный опыт. Построив в заповедном Горном Алтае туристскую базу, столкнулся с крайней дороговизной вывоза стоков. Оборудовал автономные очистные – получил пятикратную экономию. Сейчас на базе строит водолечебницу с использованием тепловых насосов.

– Если бы я покупал электроэнергию по алтайской цене (2,5 рубля за 1 кВт), платил бы за обеспечение этого здания около 1 млн рублей ежегодно. А с тепловым насосом, который обойдется мне в 1,5 млн рублей, буду платить всего 50 тысяч, то есть в 20 раз меньше. Окупаемость – 2–3 года, – поясняет экономику Николай Вяткин.

Тепловые насосы можно назвать пионерами в области томского энергосбережения: с их помощью обогреваются уже около полусотни частных коттеджей. Хозяева не нарадуются: на отопление дома в 500 «квадратов» за всю нынешнюю суровую зиму у них ушло по 7–8 тыс. рублей – в 7–10 раз меньше, чем обошлось бы центральное.

Поручение полпреда

Представитель президента по СФО Анатолий Квашнин, узнав об интересе Вяткина к альтернативным источникам тепло- и электроэнергии, поручил ему заняться составлением программы по развитию малой и возобновляемой энергетики Сибири.

– Пришлось изучить и мировой опыт, и российскую историю. Возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в начале XX века в Сибири и в Томской области существовало немало. Я привлек специалистов Московского института малой энергетики, получил там необходимую информацию…

После двух месяцев изысканий на июльском совещании у полпреда, посвященном сооружению объектов ВИЭ в субъектах СФО, Николай Вяткин уже презентовал наброски своей программы. В ней приведены расчеты потенциала различных возобновляемых источников и обзора перспективных разработок – малые плотинные, бесплотинные и туннельные ГЭС, ветровые и ветродизельные комплексы, солнечные и газотурбинные электростанции, тепловые насосы, био- и геотермоэнергетика, использование попутного нефтяного газа, отходов лесной отрасли и т.д.

Также презентация содержала описание нескольких крайне любопытных томских проектов, которые и станут пилотами в реализации областной программы по энергосбережению.

К примеру, сегодня вода с очистных сооружений Томска и СХК сбрасывается совершенно бесполезно. Если же на водосбросе построить небольшую гидроэлектростанцию, то можно получать 1,3 МВт по цене 40–50 копеек за 1 кВт. Цена вопроса – 18–20 млн рублей, окупаемость – полтора года.

Поле чистое

Пока из 470 МВт установленной мощности «Томскэнерго» доля альтернативных видов равна нулю (полсотни тепловых насосов не в счет – здесь речь не о киловаттах, а о калориях). Модернизация Икса-ГЭС и дооборудование газовых котельных и дизельных станций современными турбинными установками уже через пару лет могут дать 53–55 МВт – 8–9% от регионального энергопотребления. При этом, подчеркивает Вяткин, небольшие и быстро окупаемые вложения в эти пилотные проекты по силам даже районному бюджету.

– Не всегда дело в деньгах – еще и в психологии, – говорит Николай Александрович. – Людям проще брать энергию из централизованных сетей по рубль двадцать, нежели инвестировать в малую установку сегодня, начав получать по окончании срока окупаемости двойную-тройную экономию ежегодно.

А еще ныне убежденный сторонник энергетики малой возобновляемой говорит о серьезном интересе предпринимателей:

– Ниша большой энергетики освоена и понятна, а малая – поле чистое. Это ново, интересно, перспективно. Очень эффективный бизнес. И главное – нужно стране, людям.

– А не опасаетесь противодействия коллег-монополистов?

– Думаю, в Томской области мы сумеем найти общий язык с «большими»…

 

Президент Дмитрий Медведев распорядился до 1 сентября подготовить документ, предписывающий сетевым компаниям беспрепятственно подключать к сетям объекты малой энергетики. Ряд законопроектов о стимулирующих условиях для развития малой энергетики уже внесены в Госдуму.

 

– Даже более дорогие ветровые и солнечные установки имеет смысл строить, – считает Вяткин. – Да, на начальном этапе киловатт там обойдется в 4–5 рублей, но по окончании срока окупаемости себестоимость будет не больше 50 копеек! При этом топливо не надо везти, сжигать, загрязняя среду, людей для обслуживания требуется мало. А цены на газ, нефть, уголь с годами только растут…

 

Тепловой насос работает по принципу холодильника: он, производя холод, отдает ненужное тепло на заднюю стенку-решетку. С насосом то же, но с обратным акцентом. Тепловой контур закапывается в землю (либо трубы помещают в скважины): фреон, забирая тепло земли (плюс 2–4 градуса) и испаряясь, на входе в дом (в батареи, теплые полы) дает уже плюс 60. «Внешняя» электроэнергия требуется только для перекачки фреона: использовав 1 кВт, получаем до 7 кВт электроэнергии.

Посчитаем. За подключение дома к сетям энергетики запросят по 15 тыс. рублей за каждый киловатт. На коттедж в 500 «квадратов» нужно 30–60 кВт, то есть 450–900 тыс. рублей только за право подключения. А тепловой насос обойдется в 700–900 тыс., зато «внешки» потребуется всего 15 кВт, и плата за такое подключение – 500 рублей.

При помощи теплового насоса энергоэффективными можно сделать и большие здания – жилые многоэтажки, школы, больницы.

Это изобретение новосибирца академика Накорякова, выпускника ТПИ. Давно внедрено в Европе, США и Китае.

 

Газовая котельная в Стрежевом сжигает газ, производя 200 гигакалорий тепла. Если дооборудовать ее газотурбинной установкой, тот же газ попутно будет производить 50–90 МВт электроэнергии, обеспечивая ею Стрежевой практически бесплатно. Такие же турбины нужно установить на всех газовых котельных области.

Цена 1 кВт производимой дизельными установками электроэнергии в удаленных поселках колеблется от 15 до 70 рублей. Из бюджета области ежегодно тратится более 1 млрд рублей на то, чтобы компенсировать потребителям столь высокие затраты. Если обычные дизели заменить на турбины, работающие на дизтопливе, себестоимость электроэнергии снизится до 6 рублей за 1 кВт. Топлива они требуют в 2–3 раза меньше, а старый дизель можно оставить как резервный.

 

Возле Телецкого озера на границе с Тувой есть деревушка в полсотни домов со своей МГЭС. Оригинальная конструкция на реке Кайру – срубы, наполненные камнем, – появилась в 1906 году. После замены оборудования несколько лет назад эта МГЭС стала вырабатывать не 20, как в бытность свою, а 180 кВт, обеспечивая практически бесплатной электроэнергией весь поселок.

Вода на Чемальской ГЭС в Горном Алтае, построенной в 30-е годы прошлого века, практически попусту сливается, давая всего 100 кВт. При замене турбин она будет давать все 900! Окупаемость инвестиций очень быстрая, себестоимость энергии – 25–45 копеек за 1 кВт.

В алтайской же Кокше проектируется реконструкция ГЭС дореволюционной постройки мощностью 50 кВт: томич-инвестор планирует увеличить ее мощность до 400 кВт для обеспечения потребностей будущей базы отдыха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять + 11 =