Тува и обратно

Прикоснуться к сокровищам скифов

 

Гряды суровых гор, плавные изгибы сопок, бурные речки и блестящая после дождя лента дороги. Такой встретила нас Тува. До этой поездки я слышала о местных жителях жуткие истории – дескать, это дикий, необузданный народ. Двуличный: мужик может приветливо улыбаться, а за спиной держать нож. Негостеприимный: на путников, остановившихся в безлюдной степи, могут наскочить лихие всадники с ружьями – потребовать водку, обокрасть или искалечить. Однако люди нам встречались на пути миролюбивые, улыбчивые, стремящиеся во всем угодить редким в их краях туристам…

Сотличительной чертой тувинцев – медлительностью, нерасторопностью – мы познакомились в первом же придорожном трактирчике. Снаружи он имел захудалый вид, но внутри оказалось чисто. В углу – рукомойник, на стене – старые запыленные часы, стрелки которых, очевидно, замерли давным-давно (сразу стало ясно: времени здесь не наблюдают). В меню – блинчики и лепешки. Хозяйка заведения, извиняясь, объясняет, что электричества нет, и просит подождать, пока закипит вода на газовой горелке. Мы ждем кофе добрых полчаса и смотрим в окно. Грандиозная панорама!

…Вдоль дороги – цепи гор. Мимо проплывают и скальный хребет, напоминающий спину дракона – священного для тувинцев существа, и Дырявая гора… По легенде жестокий сын, соблазнившись золотом и девушкой, обещанной ему в жены, вырвал из груди матери сердце, и бедная женщина превратилась в скалу. Тувинцы верят: если взобраться на нее, можно набраться мудрости и освободиться от терзающих душу обид.

Перевал следует за перевалом. На каждом – гирлянды разноцветных лент и флажков. Так тувинцы украшают места обитания горных духов. Чтобы умилостивить их, путники стараются поднести им небольшие подарки. Поэтому возле увитых лентами берез – россыпи монет и мешочки с пищей. А кое-где встречаются куклы, изображающие духов. Они указывают на то, что здесь священнодействовал шаман.

…Вот наконец и Кызыл. Нынешний год в республике объявлен годом туризма, поэтому по всему городу – яркие плакаты с красавицами в национальных одеяниях и гостеприимно распростертыми объятиями. Повсюду и портреты высокого гостя, который посетил Туву в прошлом году: Владимир Путин верхом на коне, возле юрты, с удочкой в руках. «Я много где побывал, – гласит подпись под снимками, – но прекрасней тувинской земли не видел».

В Кызыле посещаем стелу «Центр Азии». Возле нее толпятся иностранные туристы. Потом крутим «барабан желаний», на котором зашифрованы тысячи священных мантр. Отправляемся в дацан, оттуда – в сувенирную лавку. Среди пестрой мелочовки наше внимание привлекают добротные кожаные изделия. Выбираю себе кошелек с гривастыми лошадьми…

Довелось нам увидеть и знаменитое скифское золото. Украшения царя и царицы были найдены в тувинском кургане в начале XXI века. После реставрации они экспонировались в Эрмитаже. А потом наследие древней цивилизации было возвращено на родину. Специально для этого в Кызыле построено новое трехэтажное здание Национального музея. В одном из его залов – макет погребального сруба, муляжи останков скифской знати. В другом, представляющем собой тайную комнату за семью печатями, – бесценные реликвии. В этом темном, холодном, как склеп, помещении сокровища сияют особенно волшебно. Под непробиваемым стеклом – гривна, символ верховной власти, инкрустированные драгоценным металлом кинжалы, золотые бляшки в виде тигров, лошадей, оленей, которыми были усыпаны одежды правителей, ювелирной работы шпильки для волос… Удивительно, что эти великолепные вещи были созданы 3 тысячи лет назад именно на территории Тувы.

 

Мы ехали на праздник войлока, поэтому, завидев в стаде овец и коров двугорбого верблюда, пришли в восторг и достали фотоаппараты. Через некоторое время нам встретился табун лошадей. Притормозили и высыпали из машины, чтобы запечатлеть мчащихся по степи скакунов разных мастей. Их погоняли всадники, которые, заметив нацеленные на них камеры, продемонстрировали чудеса выездки

 

Стены старинного разрушенного буддийского монастыря Устуу-Хуре были сделаны из глины, молока и яиц. Теперь они утыканы монетами и записочками с различными просьбами. Сюда приезжают свадебные кортежи и приходят верующие – помолиться

 

То там, то здесь белеют юрты. Жилище кочевников даже на лоне природы выглядит как музейный экспонат. Не верится, что в нем могут круглый год жить люди. Правда, дети помогают родителям пасти скот только летом, в остальное время учатся в интернате. Семьи кочевников отнюдь не бедные, рядом с юртой можно рассмотреть несколько автомобилей и трактора. Обычно еще и квартиры в городе имеются. Кстати, городом в Туве считается населенный пункт, который по нашим меркам – деревня. Этот статус необходим для привлечения средств – республика на 90% дотационная. На въезде в Кызыл стоит скульптура оленихи, кормящей олененка. Местные жители признают: «Маленькая Тува сосет большую Россию»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + 8 =