Отстрел зебр

Количество нерегулируемых пешеходных переходов на Ленина уменьшится

 

Новый светофор заработал на перекрестке пр. Ленина – ул. Усова 31 августа. Установлен он, по сути, не для того, чтобы дополнительно регулировать движение на пересечении двух магистралей. Реальная причина расположена чуть дальше – в этот же день были ликвидированы два нерегулируемых пешеходных перехода через пр. Ленина у главного корпуса ТПУ. Ликвидированы официально – соответствующие дорожные знаки демонтированы. А вот зебры на дорожном полотне остались, и пешеходы, за годы привыкнув к этой схеме движения, и на следующий день пересекали магистраль именно по белым полоскам на асфальте…

Изменение схемы движения у политехнического – первое видимое проявление давнего (уже месяцев восемь) и до сих пор неизвестного общественности спора между мэрией и ГИБДД.

Администрация города настаивает на ликвидации части пешеходных переходов на главной улице Томска в целях увеличения пропускной способности проспекта. Пока, помимо двух уже упраздненных переходов на пр. Ленина, в ликвидационном списке мэрии зебры напротив ТУСУРа и по пр. Ленина – ул. Герцена. ГИБДД, согласившись на компромисс по зебрам у ТПУ, считает, что ликвидация других названных нерегулируемых переходов не увеличит пропускную способность проспекта и приведет к росту аварийности.

А в мэрии говорят, что ликвидацию двух переходов у ТПУ «можно считать началом масштабных перемен в жизни центрального проспекта города».

 

Компромисс

Итак, по информации «ТН», с начала этого года представители городской администрации на заседаниях комиссии по оптимизации дорожного движения, обсуждая проблему ослабления заторов и увеличения интенсивности движения на пр. Ленина, стали настаивать на ликвидации некоторых зебр.

Специалисты ГИБДД сначала отвергали все предложенные варианты, считая, что такое решение проблемы приведет к увеличению числа аварий. Но спустя месяц-другой начался поиск компромисса.

– Убрать два пешеходных перехода у главного корпуса ТПУ мы согласились по ряду причин. Во-первых, на пересечении Усова – Ленина установлен светофор. Во вторник он заработал в штатном режиме, регулируя автомобильные и пешеходные потоки по ул. Усова, – пояснил «ТН» Виктор Гинкель, старший государственный инспектор отделения дорожного надзора УГИБДД по ТО. – Перед этим, чтобы как-то минимизировать заторовые ситуации, на перекрестке был запрещен левый поворот. А теперь убираем пешеходные потоки – на этом участке было две зебры на расстоянии 10 метров друг от друга, и водители, едва тронувшись с места, были вынуждены вновь останавливаться. В общем, это компромисс: теперь (после ликвидации левого поворота на Усова) и автомобилисты немного ездят кругами, и пешеходам, чтобы перейти пр. Ленина, нужно сделать несколько лишних шагов (журналист «ТН» насчитал почти 500 шагов. – Прим. ред.). Словом, в целом это приемлемый вариант, и он в какой-то мере увеличит пропускную способность проспекта.

Спор

А вот по еще двум нерегулируемым пешеходным переходам – напротив ТУСУРа и на участке Ленина – Герцена – спор власти и ГИБДД продолжается.

– Мы ликвидацию этих переходов считаем нецелесообразной и, более того, опасной с точки зрения роста ДТП. Последнее, на мой взгляд, просто очевидно, – говорит Виктор Гинкель и переходит к аргументации своей позиции: – Переход пр. Ленина – ул. Герцена: здесь просто некуда убирать пешеходов. Не направлять же их так далеко – до перехода на ТГУ или к Московскому тракту (128 метров)? Люди не роботы, чтобы безропотно идти туда, куда хочется власти или ГИБДД. К тому же напротив роддома № 1 расположена остановка «Университет», и пешеходам, чтобы попасть в жилой квартал, дойти до Горсада и Буфф-сада, необходимо перейти на другую сторону магистрали. И с этим нужно считаться. В то же время по Герцена со стороны Красноармейской, Белинского, Кузнецова идет основной поток машин, и неизбежное соседство пешеходов и автомобилистов нужно хоть как-то уравновешивать, что и делает зебра на Ленина – Герцена.

Серьезные разногласия вызывает и нерегулируемый переход у главного корпуса ТУСУРа. Мэрия предлагает перенести зебру на Московский тракт. ГИБДД против: «Переход на ТУСУРе полноценно заработал на крови томичей». Напомним, в августе 2002 года маршрутный автобус задавил здесь трех студентов. После инцидента на этой зебре на постоянной основе стали дежурить экипажи ДПС и целенаправленно штрафовать водителей именно за отсутствие культуры проезда пешеходного перехода.

– Два года понадобилось, чтобы научить водителей останавливаться на этом участке. Томичи до сих пор видят, что периодически патрульный экипаж стоит у этого перехода. А он – необходимость, ведь количество пешеходов из ТУСУРа, детской художественной школы и т.д. велик. Переход на Московский тракт можно убрать только при одном условии – при установке светофорного объекта, на что в бюджете пока денег нет. Но даже при таком раскладе, думаю, есть над чем подумать. И, не исключаю, есть смысл посоветоваться с гражданами, – завершает Виктор Гинкель.

Начало масштабных перемен

– Действительно, ликвидацию нерегулируемых переходов можно считать началом масштабных перемен в жизни центрального проспекта города, – дал «ТН» комментарий Вячеслав Черноус, начальник департамента городского хозяйства администрации Томска. – Единственное, чем мы руководствуемся, проводя изменения, – здравый смысл. Нерегулируемые переходы не только серьезно затрудняют движение транспорта и являются одной из причин возникновения пробок, но и более опасны для пешеходов, чем регулируемые. А светофор – это гарантированная безопасность. Кроме этого, переходы на проспекте расположены слишком близко друг к другу, поэтому оптимизация может коснуться и перехода у ТУСУРа, и на перекрестке Ленина и Герцена, и всех других нерегулируемых сегодня. Что касается предупреждений – каждый человек, в том числе и студент, обязан соблюдать правила дорожного движения. И если на дороге нет разметки и знака, указывающих, что здесь есть пешеходный переход, значит, в этом месте дорогу переходить нельзя.

 

1 сентября. Светофор, накануне установленный на Усова – Ленина, работает, и пешеходы им пользуются. Но в то же время другие люди скапливаются у зебр, несмотря на снятые дорожные знаки. Минут за 10 магистраль пересекли более 20 человек. Ни аншлагов, ни патрульного экипажа. В результате чуть не стали свидетелями двух ДТП.

– Здесь нет перехода, – обращаю внимание преподавательницы ТПУ.

Она, выйдя из одного корпуса вуза, спешила перебежать дорогу и попасть в главный.

– Как нет? Зебра же есть! На Усова теперь светофор? Ох, я же по пять раз в день бегаю туда-сюда.

Улучив, как показалось женщине, подходящий момент, она предприняла попытку быстро преодолеть проезжую часть.

Преподавательнице повезло – визг тормозов, вопль водителя: «Знаки же сняли!»

 

– Зебру на двух ликвидированных пешеходных переходах у ТПУ закрасим, – обещает глава ГИБДД Михаил Горин.

– Напоминаю: согласно ПДД, пока на дороге есть разметка, пешеход имеет право перейти дорогу, то есть в случае ДТП виноват именно водитель, – подчеркивает Виктор Гинкель, старший государственный инспектор отделения дорожного надзора УГИБДД по ТО.

 

– Сколько машин по Ленина едет, сколько пешеходов идет, столько и останется: никуда нам транспорт и людей с этой магистрали не увести, – оценивает тактические усилия мэрии Виктор Гинкель. – Причина понятна – для автомобилистов нет близлежащих параллельных пр. Ленина улиц, а пешеходов не заставить летать и ходить кругами. Нужно учиться сосуществовать. К тому же Томск студенческий город, и вузы закономерно расположены на центральном проспекте.

 

слово автора

Неля КОСТЯЕВА, корреспондент «ТН»

Спор автомобилистов и безлошадных извечен. Одним нужно ехать. Да так, чтобы «бараны» не мешались под колесами. Другим бы перейти дорогу поближе к пункту назначения. Да так, чтобы «водилы» не мешались под ногами. И у каждого своя правда.

Но задача власти – совместить несовместимое. А вот в нашем случае по отношению к пешеходам выбрано не очень-то уважительное отношение. Во-первых, мэрия не сочла нужным известить горожан о своих планах. Хотя это тот случай, когда общественное мнение нужно брать во внимание. Виктор Гинкель прав – речь идет не только о пропускной способности проспекта, речь идет о повседневной среде обитания университетского Томска. И эта среда должна быть по возможности комфортной.

И в заключение совсем «мелочь»: корректировку схемы движения желательно осуществлять с большей организационной ответственностью. Потому что лично мне ситуация напротив главного корпуса ТПУ очень живо напомнила переход у ТУСУРа – тот, многолетней давности, до страшного ДТП…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + двадцать =