Повзрослевшая «малышка»

Когда-то на томском нефтяном поле действовал единственный игрок – «Томскнефть». Четыре-пять лет назад расклад стал иным: один главный недропользователь плюс несколько малых компаний. А сегодня обозначение «малый» для некоторых представителей этой группы игроков стало некорректным – и по объемам добываемой нефти, и по вкладу в экономику региона, и уж тем более по динамике развития и перспективным планам.

Малые, в большинстве своем работающие на наиболее сложных и удаленных месторождениях, не только не рухнули в кризисные 2008–2009 годы, но и смогли компенсировать ежегодное полумиллионное падение добычи, благодаря чему Томская область сумела удержаться на 10-миллионной «полке». Несмотря на уменьшение инвестиций в разведку, большинство «малых сих» сегодня показывают хорошую динамику роста.

Например, предприятие «Газпромнефть-Восток» за семь месяцев почти на 28% увеличило добычу по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и по итогам года, вероятно, вновь перевалит за миллионную планку.

«Газпромнефть-Восток» является дочерней структурой «Газпром нефти» – одной из крупнейших и быстрорастущих нефтегазовых компаний России. В состав группы «Газпром нефть» входят более 40 нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих и сбытовых предприятий из 18 регионов РФ и стран ближнего зарубежья, объединенных по принципу вертикальной интеграции.

О том, как работает одна из самых восточных «дочек» компании – предприятие «Газпромнефть-Восток» на томской земле, о технологической составляющей ее успехов и амбициозных планах на будущее, – наш разговор с генеральным директором Сергеем Акуляшиным.

С удвоенной энергией

– Сергей Владимирович, как объяснить: многие недропользователи в кризис сокращали инвестиции в бурение, падали в добыче, а ваши показатели вполне благополучны. Вас, получается, обвал цен на нефть не задел?

– Ну почему же не задел… В 2009-м у нас бурение тоже практически свернулось, на юго-западной части Крапивинского месторождения в Омской области (Таре) его не было вообще, Урманское и Шингинское в Томской области – по минимуму. И только к концу года, когда ситуация изменилась, мы активизировались в бурении. Сейчас работает три буровых станка на Шингинском и два на Урманском месторождениях. По сравнению с 2009-м объемы бурения выросли на 97%.

– То есть готовитесь к еще более серьезному рывку в добыче?

– Надеемся. Кроме этих двух месторождений планируем и бурение Лугинецкой группы, которую мы недавно приобрели (бывшие лицензионные участки «СТС-Сервис»), – Западно-Лугинецкое и Нижнелугинецкое. Сейчас делаем расчеты, готовим проектные документы.

– А разве по ним не было расчетов?

– К сожалению, на этих месторождениях нам в наследство достались не вполне корректные данные, поэтому геологам приходится многое дорабатывать. К октябрю будет готов проектный документ, на основе которого и сформируем новые расчеты добычи.

– Каковы планы «Газпромнефть-Востока» в Томской области на этот год и на будущий?

– Ожидаемая в 2010-м добыча – 1 млн 53 тыс. тонн, на 2011 год просматривается цифра почти в 1 млн 150 тыс. – это с учетом ввода скважин на Лугинецком. На участках «СТС-Сервиса» мы в этом году провели операции по гидроразрыву пласта с неплохими результатами. И сегодня добычу уже удвоили. А с бурением будет еще больший рост…

– Как выглядит нынешняя инвестиционная программа «Газпром нефти»?

– По Томской области планируем инвестировать 4 млрд 700 млн рублей. Про будущий год давать обещания пока трудно, но с учетом Лугинецкой группы можно говорить о возможном увеличении инвестпрограммы до 5,5–6 млрд. Конечно, это предварительные прикидки, посмотрим, как дело пойдет, что нам геологи и экономисты скажут…

Упрямый Урман берут инновациями

– И все же, как удается оптимизировать работу и получать высокие результаты в бурении, добыче?

– На предприятии действует серьезная программа оптимизации затрат. Надеемся, в этом году ее результатом станет экономия в 144 млн рублей от первоначально заложенных цифр, а с учетом переходящего эффекта прошлого года – до 380 млн.

– У граждан слово «оптимизация» ассоциируется с сокращениями…

– Оптимизация – это внедрение новых подходов к организации работ, инновационных технологических решений, модернизация оборудования…

– Есть примеры?

– Возьмем Урманское месторождение: палеозойская залежь имеет сложное геологическое строение, отличающееся высокими емкостно-фильтрационными свойствами. Другими словами, впитывает раствор как губка. Чтобы избежать негативных последствий, мы первыми в Томской области, и пожалуй в Западной Сибири, в 2009 году начали применять технологию бурения на обсадной трубе. За счет этого удалось сократить количество спускоподъемных операций, кратно уменьшить риски возникновения аварийных ситуаций, обеспечить достижение проектных показателей и сократить как сроки, так и стоимость строительства скважины. Сегодня на Урманском скважины бурятся за 28–30 суток, а раньше на это уходило до двух и более месяцев.

В компании действует серьезная программа энергосбережения, в рамках которой мы начинаем применять экономичные двигатели для глубинно-насосного оборудования. Уже привлекли для этого известную российскую компанию «НОВОМЕТ» (Пермь), планируем опытно-промышленную эксплуатацию нового оборудования, дающего экономию энергии до 20% на скважину. Конечно, будем использовать эти двигатели прежде всего там, где самые высокие энергозатраты.

Кроме того, начали опытно-промышленную эксплуатацию мультифазных насосов, которые используются на месторождениях с высоким газовым фактором, – они способны прокачивать газожидкостную смесь с содержанием газа до 98%. Обычные насосы работоспособны, если газа не более 500 кубометров на тонну нефти, а на Урманском есть скважины с его содержанием до 2,5 тысячи кубов, то есть в 5 раз выше. Два мультифазных насоса уже работают, показывая неплохие результаты.

Берег туманный, перспективы далекие

– Обладминистрация обещает провести первые аукционы по участкам на правобережье уже в этом году. У вашей компании есть на этот счет идеи, мысли, планы?

– Конечно, есть – и идеи, и мысли, и планы. Но пока там слишком высоки риски и слишком туманны перспективы. Да, на правобережье открыты месторождения (Горстовое, Трайгородское), с неплохими запасами. Но притоки там пока такие, что заходить экономически не оправданно. Инфраструктуры нет, а значит, осваивать правый берег будет очень затратно. Без налоговых преференций, без помощи государства туда вряд ли кто-то пойдет.

– Болезненный для всех нефтяников вопрос: как у вас обстоят дела с утилизацией попутного газа?

– По Шингинскому месторождению программа уже работает: решение найдено, есть проект – будем реализовывать газ через Лугинецкую газокомпрессорную станцию в сотрудничестве с «Томскнефтью» и компанией «Газпром трансгаз Томск». Думаю, здесь мы проблему в 2012 году решим.

А вот по Урманскому пока сложнее. Рассмотрено более 20 вариантов, но ни один не подходит: инвестиции в 3,7–5 млрд рублей для утилизации 200 млн кубов газа – это в принципе не окупаемо.

– Неужели наука ничего подходящего не предложила?

– То, что наука придумала, оказалось еще дороже! Конечно, надо понимать, что новые технологии никогда не были дешевыми… Наверное, это дело времени, возможно, не такого уж далекого. У японцев есть технологии по производству из газа ценного нефтехимического сырья – сажи, но они тоже очень дороги. Насколько я слышал, что-то подобное разрабатывают и в ТПУ. Но пока это далеко от внедрения.

– Сергей Владимирович, вы уже два месяца руководите компанией «Газпромнефть-Восток». Какие проблемы вы увидели?

– Меня удивляет ситуация с кадрами: Томск – студенческий город, здесь всемирно известные университеты, нефтяной институт и нефтяной техникум со стабильно высокими вступительными конкурсами… А мы рабочие кадры здесь себе найти не можем! Где выпускники? Я не понимаю. У нас сейчас работают восемь молодых специалистов-производственников, из них ни одного томского… А мы готовы брать молодых ребят с высшим образованием.

– Может, зарплата в вашей компании маленькая?

– И зарплата не ниже рыночной, и хороший социальный пакет… А вот подбирать кадры не из кого…

Поскорее вырасти

– Какая у компании «Газпромнефть-Восток» стратегическая цель в регионе?

– Существенно расширить ресурсную базу, быстро и уверенно вырасти, перейдя в категорию средних предприятий, и дальше – в крупные. Мы и впредь будем приобретать активы, лицензионные участки…

Направлений здесь много: кроме правобережья в Томской области есть еще большой нераспределенный фонд. А если государство все же сделает НДПИ дифференцированным, в зависимости от запасов месторождения (что нам обещают в течение нескольких лет), это станет большим стимулом для всех недропользователей. И особенно для так называемых малых.

 

Стратегическая цель «Газпромнефть-Востока» – быстро перейти в категорию средних предприятий, а дальше – в крупные

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − тринадцать =