В Томске знают, как сократить число сирот
Не работать с социальными сиротами, а предотвратить их появление – такова суть региональной программы «Права ребенка на семью», принятой на 2009–2012 годы. В ее рамках в области создан уникальный институт кураторов случая – квалифицированных специалистов, которые помогают семьям восстановить благополучие.
Чтобы познакомиться с уникальной технологией, в Томск на минувшей неделе приехала делегация московских экспертов, психологов и журналистов федеральных СМИ.
Проблемы – дело случая
Суть в том, чтобы выявить проблемы в семье еще на этапе их возникновения. Сигнал может поступить от учителей, воспитателей детского сада, врачей, соседей: ребенок ходит с синяками, молчаливый, замкнутый – в школе ему не до уроков… Получив тревожную весточку, на разведку отправляется куратор, который призван выяснить, все ли в порядке. Если проблемы в семье действительно имеют место, специалисты органов опеки и попечительства открывают случай, и куратор начинает свою работу. Вторгаться в личное пространство без спроса никто не будет – суть в выстраивании партнерских отношений между куратором и семьей. Причем отношения эти скреплены официальным документом – договором.
Перед куратором стоит непростая задача. Нужно не только войти в семью и объяснить людям, что именно идет не так, но и помочь в решении проблем, которые мешают нормально воспитывать детей.
Сторонним вход…
О семье Натальи специалисты узнали, получив заявление с требованием лишить ее, мать двоих детей, родительских прав: семейство мыкалось по съемным квартирам, сама женщина не работала, а малышки – 5-летняя Вика и 3-летняя Маша – не ходили в детский сад. Заявление написала мать Натальи.
– Она воспитывала Вику и не хотела возвращать ее мне. Я обратилась в милицию. В ответ мать потребовала лишить меня родительских прав, – рассказывает Наталья.
Права на воспитание детей женщину не лишили. Для того чтобы помочь решить проблемы, в жизни Натальи появилась куратор Ирина. Вместе подготовили заявление на получение места в детском саду. А пока очередь подходит, пристроили девчонок в дневные группы социально-реабилитационного центра «Луч». Работу Наталья нашла быстро. Кризис в семье миновал. Сейчас при помощи психологов Ирина помогает женщине восстановить взаимопонимание с матерью.
– Семья охотно приняла помощь, – говорит Ирина. – Наталье нужен был сторонний человек, который бы объяснил, как взаимодействовать с госструктурами, получить помощь.
Погружение в технологию
Жизнь пятилетнего Славы попала в поле зрения специалистов после того, как воспитатели сообщили: ребенка из детсада часто забирают чужие люди бомжеватого вида. Родителям – около 40 лет. Сына своего они любят. А еще любят выпить. Когда выпьют, любят подраться. Да так, что без милиции и скорой не обходится. Случай открыли перед самым Новым годом – в семье появилась куратор Елена. Перед ней стояла непростая задача.
…С семьей Елена работает уже полгода. С мая не пьет Вячеслав, с июня Марина. Она устроилась на работу разносчицей газет. Он ремонтирует мебель. Для самого куратора беды этой семьи будто личные огорчения. На показательном разборе этого случая она презентует свою историю.
По правилам тренинга Елене необходимо рассказать о работе с семьей, а затем сформулировать вопрос к кругу:
– Как мне быть, если у семьи снова случится срыв?
Каждый в круге имеет право задать всего один вопрос. Елена отвечает. В ответ круг делится своим взглядом на ситуацию. Девушка слышит ободряющие реплики.
– Да, теперь я действительно вижу, что сделано уже немало, – говорит она.
Будет ли у этой семьи очередной срыв? Неизвестно. Но шанс на нормальную, счастливую жизнь они уже получили…
Достойный пример
Программа «Право ребенка на семью» действует в нашей области всего год. В ее реализации участвует немало специалистов и ведомств, но главным локомотивом стал департамент по вопросам семьи и детей. Как отметили в департаменте, если в 2009 году кураторы случая приходили в сложные семьи, которые находились на поздних стадиях развития кризиса, то сегодня все чаще удается решать проблемы на стадии их возникновения. Положительную динамику подтверждают цифры: за 2009 год в Томской области было выявлено 1 182 случая, а детей изъяли всего из 36 семей.
– Сегодня в России примерно 120 тыс. сирот. Из года в год эта цифра практически не меняется, – говорит руководитель департамента Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Елена Селянченкова. – С ними нужно работать. И в Томске успешно реализуется технология, которая позволяет сократить число сирот. Ваш город может выступить достойным примером для соседних регионов.