Остановить спекуляцию

На заседании регионального политического клуба «Единой России» искали виновных в росте цен

 

Кто виноват в росте цен на продукты? Как бороться с теми, кто спекулирует на ажиотаже? Как защитить продуктовую корзину простых томичей? Ответы на эти вопросы искали на заседании политического клуба регионального отделения партии «Единая Россия», прошедшем в минувшую пятницу.

Первый шаг

– В последние недели практически во всех регионах страны наблюдается серьезный рост цен на жизненно важные продовольственные товары – хлеб, крупы, молоко, – ввел в курс дела Илья Леонтьев, начальник штаба ТРО «Молодая гвардия». – Этому есть как объективные факторы – жара, пожары и засуха в Центральной России, так и субъективные – желание сетей или кого-то еще нажиться на ажиотаже…

Илья Леонтьев представил экспертов, которых пригласили для объективного разбора ситуации, – Анатолия Губкина, депутата Государственной думы РФ, и Ивана Кляйна, депутата облдумы и президента Ассоциации пищевиков Томской области.

– Помните, в 2007 году была идентичная ситуация с растительным маслом – в считанные дни цены на него взлетели в два раза. И ладно бы, это случилось в мае – июне, так ведь нет – в сентябре, когда начинался сбор урожая подсолнечника, и по законам рынка цены должны были падать, – напомнил Анатолий Губкин. – Когда мы стали разбираться в ситуации, оказалось, что больше 60% торговых сетей на территории России контролируют шесть человек. Это однозначно был заговор. Закон «О торговле», принятый впоследствии, должен был защитить потребителей от жадных сетей, но итоговый документ оказался полон компромиссов, в результате для потребителя пока ничего не поменялось, – констатировал Анатолий Губкин.

Не губите рынок

– В 1993 году, принимая новую Конституцию, граждане России сами проголосовали за рыночную экономику, – отметил Анатолий Губкин, – поэтому государство не должно чрезмерно вмешиваться в рыночные отношения. Но поддерживать непосредственно производителей – может. Вести разъяснительную работу с населением – может. Последнее очень важно, поскольку потребители сами «работают» на то, чтобы ситуация ухудшалась, сметая ту же гречку с прилавков. Зачем брать десять пакетов вместо одного? Зачем покупать самую дорогую фирменную гречку, когда на нижних полках лежит дешевая на развес?..

Поддержал коллегу Иван Кляйн, президент областной Ассоциации пищевиков. И высказал свою точку зрения на происходящее:

– Сегодня все грехи пытаются свалить на производителей. Но один простой пример: компания «Томские мельницы», где я являюсь председателем совета директоров, работает с рентабельностью 3–5%, это мизер. При этом предприятие постоянно прессуют всевозможные контролирующие органы, при проверках никогда ничего не находят, а нервов портят прилично… Так у нас рыночная экономика или плановая?

Ажиотаж здесь неуместен

– Запрещать рост цен глупо, но есть другие способы поддержать потребителей, – продолжил Кляйн. – В прошлый раз, когда продукты начали стремительно дорожать, в рамках ассоциации мы создали рабочую группу и приняли совместное решение: минимизировать наценки на массовый ассортимент. Ведь если дорожает, скажем, «Хенесси» или элитные сорта хлеба, то люди, привыкшие их потреблять, в любом случае не откажутся от привычки. А вот у граждан с небольшим достатком должна оставаться возможность покупать недорогие и качественные продукты. Считаю, что точно так же следует поступить и в сегодняшней ситуации. Кроме того, согласен, что нужно проводить массовую разъяснительную работу, чтобы остановить ажиотаж.

– Подорожание отдельных групп товаров связано с ажиотажным спросом, – подтвердила и Елена Бушманова, начальник областного департамента тарифного регулирования и госзаказа. – Закон «О торговле» предоставил власти возможность замораживать цены, если их рост за 30 дней составил 30%. Мы уже отправили письмо министру Зубкову о том, что гречка за этот период успела подорожать на 44%… Но лично я считаю, что месяц – это слишком большой период для мониторинга: нужно ограничить его двумя неделями, а рост цен – 20–25%. Отмечу, что в розничных сетях мы более-менее контролируем ситуацию – область вправе устанавливать предельные надбавки на определенные группы товаров. Но на магазины шаговой доступности, где происходит основной рост, мы влиять не можем, точно так же, как не можем влиять на оптовиков.

– Хотелось бы, чтобы магазины шаговой доступности не делали крайними, – вступил в разговор Владимир Карелин, владелец сети из пяти небольших магазинов. – Например, у меня на предприятии четкие фиксированные наценки по группам товаров. 10% на хлеб, 15% на молоко, 20% на пиво и так далее. Ценники выставляются автоматически программой 1С и меняются лишь в том случае, если цену поднял поставщик. Сами мы никогда не будем их завышать, потому что конкуренция жесточайшая! И вот недавно покупаю в своем же магазине яйца домой, смотрю – а там 39 рублей за десяток вместо 22 рублей, которые были на прошлой неделе. Сразу вызываю товароведа: мол, что это за фокусы? А она в ответ: «Фирма-поставщик привезла вчера яйца по новой цене». Вот так, под шумок, поступают многие наши партнеры, причем у разных компаний задержка в повышении оптовых цен 1–2 дня…

– Действительно, не хватает экономического анализа, в каком звене рыночной цепи происходит повышение, – подытожил Михаил Сергейчик, финансовый эксперт.

Шлагбаум для спекулянтов

В результате обсуждения было подготовлено обращение регионального политического клуба «Единой России», призывающее не допустить спекуляций на продовольственном рынке. В частности, предлагается принять ряд мер для стабилизации положения на продовольственном рынке страны и смягчения последствий роста цен для малоимущих слоев населения.

– В рамках регионального партийного проекта «Социальная карта» необходимо расширить круг участников этой программы, – рассказал об итоговом решении Илья Леонтьев. – Мы предлагаем привлечь к участию в этом проекте большинство продовольственных торговых сетей, работающих на территории Томской области. В рамках «Социальной карты» должны быть увеличены скидки на продукты для пенсионеров и других малоимущих категорий граждан. Также мы предлагаем ужесточить уголовное наказание за ценовые сговоры, которые несут угрозу стабильности общества. Социальная ответственность бизнеса как раз проверяется в это непростое время. Областная и муниципальная власть, контролирующие органы, в первую очередь Федеральная антимонопольная служба, должны ежедневно отслеживать ситуацию на продовольственном рынке Томской области и жестко пресекать попытки нажиться на сегодняшних трудностях. Перед спекулянтами государство должно опустить надежный шлагбаум!

  

Из обращения регионального политического клуба партии «Единая Россия»:

«Летняя засуха в европейской части России стала самой масштабной и продолжительной за последние десятилетия. Она нанесла сильнейший удар по сельскому хозяйству России. Свою негативную роль сыграли и панические настроения, а также попытки отдельных монополистов и торговых сетей сорвать жирный куш на общенародной беде. Цены на муку значительно повысились даже в сибирских регионах, которые с основанием рассчитывают в этом году собрать хороший урожай. Подобные спекуляции безнравственны и недопустимы! Так же как недопустимы в столь трудный период и политические спекуляции демагогов, пытающихся набрать очки на сегодняшних проблемах страны. Необходимы не стенания, а конкретная помощь тем, кто в ней нуждается».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 3 =