Коромысло для музея

Про чистую воду, стратегические планы и житейскую неопытность

 

Разыскивая нужный адрес на Степановке, удачно натыкаюсь на двух попутчиц из числа местных жителей:

– А мы тоже на собрание на Первую Степную, мы вам дорогу покажем, – улыбчивые дамы с букетами в руках находятся в явно приподнятом настроении. И огорошивают вопросом: – А вы-то сами туда зачем едете – благодарить или ругаться?

Поскольку тема предстоящего собрания явно позитивная – открытие только что построенного водовода, который обеспечит централизованной артезианской водой более 100 домовладений по улицам Степановской, Тояновской, Осеннней, 1-й, 2-й и 3-й Степным, Москвитина, по переулку и улице Пржевальского, а также в мкр. Механизаторов – прошу попутчиц разъяснить, кто и о чем тут может ругаться.

– Те, кто подключился, только рады, мы же давно этот вопрос по кабинетам выхаживали… Но ведь не все воду получили.

Дело общее или личное?

Централизованного водоснабжения на Степановке не было никогда. В 60–70-е годы прошлого века здесь пробурили скважины, поставили насосы, колонки. Сейчас скважины ничьи. Вода – муть да железо, сами жители называют ее технической. А что делать – пользовались. Кто мог, таскал бутыли из магазина хотя бы для детишек…

Согласно стратегической программе по присоединению к водоснабжению удаленных уголков города впервые за последние 30 лет муниципалитет провел чистую воду в частный сектор. На строительство нынешнего пятикилометрового участка городской бюджет потратил 40 млн рублей. Использовались самые современные технологии и материалы: пластиковые трубы (диаметр 110–160 мм, срок службы – 100–120 лет) прокладывали методом наклонного бурения, без масштабных раскопок. Поскольку трубы чистые, пластиковые, о запахе железа степановские жители теперь могут забыть. Сечение новой трубы позволяет подключить к централизованному источнику каждый дом, есть и приличный резерв. Однако…

– Мы магистральный водовод по улицам проложим, а вот завести воду в свои дома постарайтесь сами, – обращается к жителям мэр Николай Николайчук. – Если мы взвалим на бюджет все короткие участки от магистрального трубопровода до жилищ, затраты резко возрастут, и другие улицы Степановки воды не дождутся.

В ответ – разнонастроенный гул голосов – те, кто уже подключился, благодарят, но многие ждут, что это сделает за них бюджет…

Будем помогать малоимущим

– То, что в третьем тысячелетии томичи ходят за водой с коромыслами за километр, – полное безобразие, – соглашается мэр, – потому мы и поставили перед собой задачу присоединить к централизованному водоснабжению все отдаленные уголки города. Первая задача – протянуть магистральные водоводы, мы это делаем. Вторая – подключить каждый дом, вот тут требуется участие домовладельцев.

– Да как ее самим подвести-то? – шумят пенсионерки. – Как это оплатить из пенсии в 8 тысяч?

– Тем, кто не может сделать это сам (пенсионеры, малоимущие), будем помогать. Но ведь на ваших улицах есть и коттеджи, хозяева которых вполне способны вложить средства в свое благоустройство…

«Мы деньги отдали – и все»

Сквозь толпу с трудом пробирается старенькая бабушка с клюкой:

– Есть тут кто-нибудь из «Водоканала»? У нас до двух домов рабочие проложили трубу в 53 метра, мы заплатили по 11–12 тысяч. А уходя рабочие сказали: трубы у вас старые, напора городской воды не выдержат. Так выдержат или нет?

На уточняющие вопросы присутствующего здесь директора ТЭК пожилая женщина только руками разводит: ни названия фирмы, ни договора – отдали калымщикам деньги и все…

– Да у нас все улицы подключались без документов! – раздаются голоса.

– Товарищи, дорогие, отдаете деньги – требуйте от исполнителя договор, документ какой-то, нельзя же так, – озадачен святой простотой степановцев мэр и тут же дает распоряжение МУП «ТЭК»: – Срочно выясните, кто работал, сколько денег люди заплатили. Если окажется, что на отводах подрабатывал ваш подрядчик, занимавшийся магистралью, трубы давление выдержат однозначно. А если вдруг не выдержат, он же будет переделывать за свой счет. И пусть ваши эксперты все тщательно проверят на отводах… Придется вам брать под свой контроль и это дело, чтобы левые бригады расценки не задирали, не наживались на проблемах людей…

Вероятно, действительно придется. Ведь средства на реализацию стратегической программы по развитию водоснабжения, по словам мэра, будут теперь выделяться из бюджета Томска ежегодно, а значит, подобные ситуации могут повторяться – растерянные старики, неопытные молодые хозяйки против напористых калымщиков…

– Возможно, в городе появится целевая программа, чтобы воду в каждый дом завести, – говорит Николайчук. – А потом мы последнее коромысло в музее повесим.

И туда же – фонарик, ведь сейчас на Степные улицы проводят и освещение. Но это уже другая тема – трехлетних программ по благоустройству в 112 млн и по ремонту и строительству сетей освещения (инвестиции первого года — 20 млн рублей).

Хотя для жителей Степановки она означает все то же – более уютное и комфортное житье в родном городе.

 

Вопросы на мэра сыплются как горох:

– На Тояновской колонка сломанная, вода еле бежит…

– По воду идем с тележками по переулку Волгоградскому, а там яма на яме…

– Про переезд можно спросить?

– А когда будет газ?

 

– От имени жителей хочу сказать большое спасибо мэрии за воду. Просим также внести в программу по развитию города асфальтирование наших улиц и организацию спортивной детской площадки, а то ведь ребятишки на дорогах играют. Мы уже и место выбрали…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × четыре =