Зарегистрировать нельзя отказать

Особенности электоральной культуры Томска и области

История чудесного восстановления Александра Деева в кандидатском статусе получила всеобщее распространение. Только ленивый не рассказал-написал о том, как сначала некто председатель ТСЖ, явно не имеющий шансов на получение депутатского мандата, по неизвестным причинам принципиально подал иск в суд об отмене регистрации Деева, а потом вдруг отчего-то настолько проникся уважением к избирателям Александра Николаевича, что отозвал свой иск. Так что областному суду не пришлось отменять решение районного.

В общем, воистину в мире есть место чуду. Но очень редко. В нашем случае прогрессивная общественность как-то не заметила тихие, в информационном закутке, слезы других кандидатов в кандидаты. Между тем любой, кто не поленится зайти на сайт облизбиркома (http://www.tomsk.izbirkom.ru), может посчитать: из 90 человек, подавших заявления, отказано в регистрации 19, и еще трое сами забрали заявления (в том числе Лев Пичурин).

К сожалению, не удалось найти данные по отказам в регистрации на выборах 2005 года, и точное сравнение, увы, сделать не удается. Однако, по личному ощущению, кажется, что число отказов серьезно увеличилось (если не прав, пусть более информированные поправят).

Указать причины по всем незарегистрированным не представляется возможности, поэтому возьмем несколько бывалых людей, которые не однажды участвовали в выборах.

Часть из них (нынешние депутаты гордумы Светлана Буланова и Игорь Соколовский, общественник Александр Остроушко) признают, что допустили ошибки. Хотя и несущественные.

Однако есть и совершенно анекдотические случаи – с лидером местного «Яблока» Василием Ереминым и лидером местных «Патриотов России» Евгением Кротовым.

Как сказал вашему автору Василий Еремин, все его подписные листы были признаны недействительными на одном только основании – в них не была указана партийная принадлежность кандидата. Хотя выдвинут Еремин именно партией «Яблоко». На этом же основании – в подписных листах не указана партийность – было отказано в регистрации и Евгению Кротову. Два случая – это уже тенденция? (Кстати, можно добавить, что среди «отказников» один кандидат выдвинут ЛДПР, двое – «Яблоком», трое – «Патриотами России», остальные – самовыдвиженцы).

Кротов обжаловал отказ в регистрации сначала в горизбирком (получил отказ), а затем в облизбирком. И последний во вторник признал: указание партийности в подписных листах не обязательно, отменил оба предыдущих решения и обязал зарегистрировать Кротова. Что вчера и было сделано.

По заявлению Еремина решение пока не принято.

(Кстати, пять лет назад ни Еремин, ни Кротов не имели никаких проблем с регистрацией.)

Еще любопытный отсвет дает сравнение с сельскими районами, где 10 октября состоятся выборы в районные Думы. Александровский район – из 41 кандидата отказано в регистрации двум. Следующий по алфавиту, но расположенный в совершенно другом краю области Асиновский район – из 39 кандидатов не зарегистрирован один. Дальше считать уже не стал, просто отметил – во многих районах вообще нет отказов в регистрации.

Следует сделать вывод, что сельские кандидаты более юридически грамотны и организационно подготовлены? Или что избиркомы на селе более лояльны к предоставляемым документам? Особенно в условиях, когда конкуренция в лучшем случае составляет 3 кандидата на одно депутатское место. Не знаю, не знаю…

Северск, кстати, чуть было не попал в сельские рекордсмены — из 73 кандидатов отказано только одному.

А вообще Томск все еще получше многих других регионов, где масштаб отказа в регистрации имеет значительно более выраженный характер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.