Система слежения

Маршрутный бизнес c навигационным управлением

Сегодня, 23 сентября, в России вступают в силу новые техрегламенты для производителей общественного транспорта, обязывающие выпускать автобусы и электротранспорт только со специальным навигационным оборудованием ГЛОНАСС. Действующий транспорт пока может возить граждан без этой системы контроля, но только до ближайшего техосмотра. А с 1 января согласно приказу Минтранса системой ГЛОНАСС должны быть оснащены абсолютно все пассажирские автобусы и электротранспорт.

Цель новаций благая – сделать рынок пассажироперевозок более цивилизованным. Однако для ее достижения томским перевозчикам необходимо будет разрешить ряд весьма серьезных технических, финансовых и организационных проблем.

Пассажирам же следует готовиться к весьма вероятному росту цены на билет: как говорят источники «ТН», скорее всего, этот вопрос станет предметом обсуждения уже зимой – весной следующего года.

Как на ладони

В идеале оснащение общественного транспорта навигационным оборудованием поможет устранить целый ряд сегодняшних вопросов и проблем. Установленные на автобусах и электротранспорте терминалы позволяют отслеживать движение транспортного средства в реальном времени вплоть до нескольких метров. Через заданные интервалы времени терминал каждого автомобиля через GPRS-канал сотового оператора передает информацию в единую автоматизированную навигационно-информационную систему центральной диспетчерской службы, и эти данные показывают, вышел ли автобус на линию, соблюдает ли водитель график, по чьей вине произошло ДТП, каков пассажиропоток, расход топлива…

Однако в реальности все очень непросто.

Транспортное лобби

Чтобы выполнить новые требования, 15 маршрутов объединились в некоммерческое партнерство «Транспортное управление» («ТУ»). Во-первых, как говорит директор «ТУ» Александр Ткачук, это позволяет владельцам маршрутов с пока еще нестабильной экономикой брать кредиты для оснащения автобусов навигационными системами: многие маршрутники для банков стоят в категории неплатежеспособных, а под обязательства «ТУ» кредиты они дают. Во-вторых, при покупке техники оптом для десятков автобусов можно сэкономить на закупочной цене и, к примеру, получить бонус в дальнейшем обслуживании.

А еще, добавляет Ткачук, сообща легче спорить с властью: как рассказывают предприниматели, мэрия уже настоятельно рекомендовала городским перевозчикам выбрать конкретную компанию для приобретения навигационного оборудования, а областная администрация рекомендовала областным перевозчикам другую конкретную компанию. При этом предприниматели отнеслись к презентациям с недоверием, и основания тому есть.

– Уже продаются системы, которые не адаптированы сетевым оператором, утвержденным постановлением правительства, – «Навигационо-информационные системы» (НИС). То есть к платформе НИС смогут присоединяться далеко не все спутниковые системы, – поясняет тревогу перевозчиков Иван Бубеннов, заместитель руководителя управления автодорожного надзора по Томской области. – Какие именно? Это пока не знают ни перевозчики, ни местная власть, ни мы. Мы отправили запрос в Минтранс, но толковых разъяснений не получили: рекомендовано обращаться непосредственно в «Навигационо-информационные системы», которые-де точно знают, какие системы будут читаться…

И уже сегодня эксперты говорят, что можно прогнозировать лоббистские конфликты: «Установлено не то, что надо», «Эти бортовые самописцы не читаются», «Необходимо купить именно у фирмы «К»…

Рассказывают, что бригада маршрута № 12 уже купила то, что НИС не прочитает.

Сам себе диспетчер

Разгорается спор и по другому серьезному вопросу.

– Навигационное оборудование эффективно только тогда, когда вся информация аккумулируется в единой диспетчерской службе, которой в Томске нет, – считает перевозчик Дмитрий Салин. – И вот сейчас перевозчики сами по себе что-то покупают (может быть, совсем не то), оборудуют диспетчерские службы, а мэрия даже не включается в процесс. Хотя намерения о создании единой диспетчерской службы были обнародованы. Но здесь возникает другая проблема – в этом случае администрация получит доступ ко всей навигационной базе перевозчиков, то есть очень серьезный рычаг давления на бизнес.

– «Транспортное управление» против обнародования всех данных, которые мы будем получать по системе ГЛОНАСС, – подтверждает Ткачук. – Все, что нужно знать мэрии: соблюдение графика движения. Остальные сведения – информация только для хозяйствующих субъектов.

Диспетчерский вопрос, соглашаются в мэрии, не урегулирован.

– Согласно федеральным требованиям у каждого перевозчика должна быть своя диспетчерская служба, – говорит Ольга Свахина, начальник отдела транспортного обеспечения департамента городского хозяйства. – Но мэрия на самом деле планирует открыть центральную диспетчерскую службу (ЦДС), где будет вся информация о движении автобусов. Знаю, что перевозчики не согласны делиться всеми сведениями. Но городская администрация все-таки попробует отстоять свою позицию: на следующей неделе пройдет ряд совещаний с маршрутниками – постараемся найти золотую середину в том, какую именно информацию они согласны предоставлять, а мы считаем необходимым получать.

Оплатит пассажир

Наконец, стороны уже загодя готовятся к спору о том, кто и как в конечном итоге оплатит новшество.

Предприниматели считают свои вынужденные инвестиционные расходы. Оборудование одного автобуса – минимум 20 тыс. рублей плюс затраты на обслуживание навигационного оборудования, покупку (реже аренду) площадей для диспетчерских пунктов, их оснащение, трудоустройство персонала. И затем многие делают вывод: зимой – весной следующего года будет поставлен вопрос о повышении стоимости проезда. Озвучиваемые цифры – 13 рублей при едином для всех тарифе, при дифференцированной цене – 10 рублей для льготников, 15 рублей – для остальных пассажиров.

В мэрии готовят контраргументы.

– О росте тарифа говорить рано. Да, если следовать логике, то он возможен. Но не следует забывать, что навигационное оборудование позволяет добиться, например, экономии топлива. По данным ТТУ, после установки контроля со спутника затраты на топливо городских маршрутных автобусов сократились на 5%. В других регионах, где ГЛОНАСС работает более продолжительный период, показатели еще выше.

 

Владимир Минаев, директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России на конференции радиоэлектронной промышленности в Томске:

– Сейчас задачи внедрения системы ГЛОНАСС наиболее полно решаются судоводителями: навигационной аппаратурой оснащено порядка 90% морских судов. Остальной рынок госрегулирования оснащен менее чем на 10%. До 2010 года предприятиями Минпромторга было продано около 50 тыс. комплектов навигационной аппаратуры, разработанной в ФЦП. При этом производственные возможности предприятий составляют сегодня более 90 тыс. единиц навигационной аппаратуры (загруженность только 10%). До 2012 года производственные мощности будут увеличены до 300 тыс. единиц. Готовится пять технических регламентов, предусматривающих установку системы ГЛОНАСС на все виды техники для перевозки людей и опасных грузов. Будут использованы механизмы таможенного регулирования – повышения или понижения таможенных пошлин на ряд изделий.

 

Две недели назад предприниматели, входящие в объединение «Транспортное управление», оборудовали навигацией два автобуса маршрута № 60 и сейчас проводят тестовое диспетчерское сопровождение. – Видно, на какой остановке находится автобус, и если в службу звонит пассажир и спрашивает, когда будет автобус, диспетчер может ему точно ответить. Такую услугу мы только начали оказывать, но звонков уже много, – говорит Александр Ткачук. А водители пилотных автобусов добавляют: «контроль из космоса» дисциплинирует, и представителям маршрутного сообщества «большой ух и глаз» не навредят.

 

– В отсутствие полной информации трудно найти в Томске поставщика навигационного оборудования – есть риск купить не адаптированные НИСом, – говорит Александр Ткачук. – Мы собрали все предложения, отправили запрос в НИС, выбор сделаем на основе ответа федерального сетевого оператора.

 

По большому счету, общегородская диспетчерская служба ЦДС должна стать центром, куда могут позвонить томичи и узнать, когда на их остановку подъедет тот или иной автобус.

 

До конца октября навигационным оборудованием будут оснащены все маршруты № 26 и 31.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + семнадцать =