Наше нано

Немецкие предприятия открывают для себя Сибирь

Российско-германский нанофорум состоялся на прошлой неделе в ТПУ. На конференцию приехали представители университетов Касселя и Эссена, научной и предпринимательской среды.

Перспективный рынок

– Убеждена, что если Москва – столица России, Питер – ее душа, то Сибирь – мозги, – патриотично заявляет Натали Венцель, бизнес-консультант из Германии.

Энергичная бизнес-вумен Натали Венцель из города Ульм – урожденная сибирячка. Родилась в Кемеровской области. Училась в Новосибирске. В 1990-е эмигрировала в Германию. Сейчас – директор консалтинговой фирмы, помогает немецким предпринимателям находить дорожки на российский рынок и деловых партнеров в России.

Традиционно клиенты Натальи – производители муфт для генераторов, карданных валов, гидравлических узлов, мебели люкс. Но в последнее время ей все чаще приходится работать с фирмами высокотехнологичного сектора. На конференцию в Томск Наталья сопровождала Яна Топорски и Томаса Диинга – представителей фирмы WITec, которая занимается производством наноаналитических микроскопов. За компанию с ними в Томск приехал и руководитель Штайнбайс-трансферцентра Юрген Райцнер.

– Большинство немцев воспринимают в качестве основных городов-партнеров Москву и Санкт-Петербург, – говорит Ян Топорски. – Сибирь по-прежнему ассоциируется скорее с природными богатствами, чем с современными технологиями.

Еще пару лет назад Наталье пришлось убеждать и своих подопечных из WITec в возможностях Сибири как перспективного рынка инновационных технологий. А сейчас исследователи полностью разделяют энтузиазм Венцель.

В нынешний приезд компания WITec привезла свой наноаналитический микроскоп, пригодный для работ с наноматериалами, – провели ряд мастер-классов в Новосибирске и Томске. Конкретных соглашений не заключили: первый визит – пробный шар.

– Уровень научных исследований в Сибири сопоставим с западноевропейским, – после конференции выносит свой вердикт Ян Топорски, – а вот техническое оснащение лабораторий отстает. И радует, что в регионе настроены на то, чтобы развивать эту отрасль.

В Европу с самоваром

Но почему европейцы везут к нам свои микроскопы, а российские предприятия испытывают проблемы с выходом на европейские рынки?

– Проблемы выхода на зарубежные рынки актуальны как для российских, так и для европейских предприятий, – солидарны во мнении все эксперты. – Это и получение зарубежных патентов, и соответствие продукции нормам той или иной страны. Процедуры сертификации требуют денег. Вопрос в том, готово ли предприятие их вложить?

Юрген Райцнер озвучивает и еще одну «фирменную» российскую проблему – непривлекательный технологический дизайн продукции:

– В России этому долгое время не уделяли должного внимания, а этот критерий крайне важен для европейцев.

Играют роль в выстраивании маркетинговой политики и пресловутые культурные различия. В идеале для продвижения продукции нужны посредники с местным менталитетом. Такие, как Натали Венцель для немецких предпринимателей.

– В Новосибирске водители такси, определив в нас иностранцев, наперебой предлагали доставить нас в Томск за 5 тыс. рублей. А в кассе автовокзала, несмотря на пустой автобус, утверждали: билетов нет. Но ничего – справились, – смеется Натали.

Из университетских лабораторий

В целом в Германии существует иная модель развития инновационного бизнеса. Там придерживаются мнения, что задача университетов – учить и вести научные исследования. Коммерциализацией разработок займутся предприниматели. В этой модели значимую роль играют фирмы-посредники, такие как Штайнбайс-трансферцентр.

– Большинство предприятий в Германии – мелкие, – объясняет Райцнер. – Они не могут сами производить научные разработки, которые бы позволили увеличить их конкурентоспособность – заказывают их научным центрам. Связать предпринимателей и ученых – наша задача. В России же исторически сложился тип предприятий-гигантов, которые выполняют работы самостоятельно.

– Однако возможность создавать малые инновационные предприятия на базе университетов для России – шаг вперед по пути прогресса, – считает Ян Топорски. – Например, наша фирма тоже выросла из университетских лабораторий. Сегодня успешно существует в условиях рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.