Подводный мир

Томский «Водоканал» как поле битвы гигантов

 

Продлить время на подготовку заявок для участия в конкурсе на аренду томского водоканала с 10 до 22 ноября решили в городской администрации. Основанием для этого стали просьбы двух потенциальных участников конкурса, которые сообщили, что им необходимо резервное время для более тщательной подготовки документов. Пока публично о своих намерениях заявили только представители «Росводоканала». На минувшей неделе они провели презентацию компании для СМИ. Известно также, что конкурсом заинтересовался ряд иностранных компаний: испанская Aqualia, французские тяжеловесы Veolia Water и GDF Suez. Не прочь получить в управление томский водоканал и РКС.

По данным мэрии, подземный водозабор, введенный в эксплуатацию в 1973 году, на сегодняшний день имеет износ 75%. Изношенность речного водозабора – 87%. В общем, не бог весть какое хозяйство. Однако конкурс вдруг получил неожиданный ажиотаж. А его исход без преувеличения следует назвать стратегическим для Томска и очень важным для руководства города и области.

Французский поцелуй

Еще пару месяцев назад французский концерн Veolia Water выглядел явным фаворитом конкурсной гонки. Положительные отзывы чиновников, подписанный губернатором в присутствии Дмитрия Медведева и Николя Саркози меморандум о сотрудничестве с Veolia Water…

– Нам хотелось бы, чтобы французская компания начала работать в Томске уже в этом году, – говорил Виктор Кресс после подписания меморандума. – Понятно, с какими ожиданиями мы смотрим на компанию, которая себя никак не запятнала…

Словом, региональная и городская власти тогда четко обозначали позицию: после скандальной истории с РКС они с недоверием относятся к российским компаниям, работающим на коммунальном рынке. А Veolia – цивилизованный оператор с мировым именем. Работает в 66 странах мира, поддерживает в порядке 350 тыс. км сетей питьевого водоснабжения и чуть больше 140 тыс. км канализационных сетей.

Однако в августе, после объявления конкурса, все громче зазвучали голоса противников передачи водопровода иностранцам. Широкое распространение в Интернете получил компромат на Veolia Water: «Если городские сети достанутся Veolia, томичи рискуют остаться и без воды, и без канализации, сточные воды без очистки будут попадать в реки Томь и Обь, а рост тарифов только за год может вырасти на 50%», – заботливо предупреждал горожан автор Компромат.ру.

– Кроме обсуждения в Интернете началось очень жесткое давление на меня, на мэра, лоббирование интересов российских компаний, – комментировал ситуацию губернатор. – С разных этажей власти в той или иной форме звучали условия: не поможете здесь – потом денег не получите… Я сегодня сказал Николаю Алексеевичу: если мы хотим, чтобы в ЖКХ вопросы решались в интересах потребителя, к этому давлению придется привыкать.

Чужие здесь не ходят

Окончательно расстановка сил изменилась, когда о намерении участвовать в конкурсе заявил национальный лидер в сфере водоснабжения и водоотведения – «Росводоканал» (компания работает в восьми регионах России и СНГ, обслуживает 6 млн потребителей и 22 тыс. км сетей).

Одной из основных тем презентации компании, проведенной на прошлой неделе для томских журналистов, было подчеркнутое акцентирование интеграции деятельности «Росводоканала» с федеральными правительственными структурами: «Мы аккредитованная в профильных министерствах компания».

– Все идет к тому, что в отрасли будет несколько крупных операторов. Это осознанная необходимость, которую понимает государство, – прогнозировал Михаил Вильковский, замгендиректора по корпоративным коммуникациям компании «Росводоканал». – Три крупные бюджетные программы, по которым предполагается федеральное софинансирование («Чистая вода», целевая программа в рамках водной стратегии, программа реформирования ЖКХ 2010–2020) подразумевают обязательным условием получения бюджетных средств наличие частно-государственного партнерства в регионе. Если мы есть в проекте – это всегда некий дополнительный плюс для региона… Сегодня удалось выстроить конструктивный диалог между федеральными структурами и бизнесом. Идет поиск правильных решений для комфортной работы каждого: как государства, так и частных операторов.

Также представители «Росводоканала» объяснили, что конструктивному диалогу с властью способствует объединение в отраслевые союзы, созданные под флагом «Единой России». Так, «Росводоканал» входит в состав учредителей Российского водного общества (наблюдательный совет возглавляет Борис Грызлов), Национального союза водоканалов. И именно эти организации выступают в качестве экспертов при разработке законопроектов в сфере ЖКХ, совершенствовании законодательной базы частно-государственного партнерства.

– Сейчас мы занимаемся построением модели отрасли как таковой… А для зарубежных компаний, которые претендуют на получение в управление томского водопровода, Россия всего лишь один из рынков, – заявил Андрей Пестов, замгендиректора по стратегическому планированию и развитию бизнеса компании «Росводоканал». – Не секрет, что у каждого крупного оператора есть топовые позиции, а есть – последние. Не могу сказать, что для Veolia русский рынок является приоритетным. Компания недавно покинула Аргентину – валютные риски там оказались для Veolia слишком велики. Сотрудничество закончилось взаимными претензиями о невыполненных обязательствах в адрес частного оператора и государства. Они просто свернули бизнес и ушли, сместив центр интереса в Китай. А по дороге в Китай залетают в Томск.

А судьи кто?

Одновременно представители «Росводоканала» высказали немало претензий к тому, как томские власти подошли к организации конкурса. Например, отмечены «явные преференции у одной из компаний-участников, не имеющей опыта работы в сложных климатических условиях Сибири с учетом довольно низких тарифов на ВКХ». Передача водоканала в управление частному оператору предполагается на основе договора аренды, а управленцы «Росводоканала» считают более эффективной формой работы договор концессии. Также они недовольны сжатыми сроками на подготовку конкурсной заявки.

– Мы приходим в Томск с закрытыми глазами, – сетовали представители компании. – Не понимаем до конца, какие работы нужно провести, и при этом должны сделать эффективное предложение городу. Это все равно что делать предложение Нью-Йорку.

Наконец, еще одна причина недовольства – засекреченный состав конкурсной комиссии, мол, а судьи кто?

– В Томске уже один раз проведен подобный конкурс, победителем которого признали РКС, – заявили представители «Росводоканала», прекрасно осведомленные об антипатии Томска к РКС. – На этот раз все делается в том же самом контексте. За 5–6 лет ничего не поменялось…

Словом, в итоге ряд наблюдателей оценили презентацию «Росводоканала» как инструмент давления на конкурсную комиссию и местные власти.

Декабрь близко

Чья конкурсная заявка на победу в конкурсе окажется аргументированнее, станет известно через месяц: 6 декабря в городской администрации обещают озвучить итоги конкурса.

 

Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика» 21 октября во время визита в Томск:

– Сегодняшние политические реалии таковы, что прозрачных и понятных критериев выбора решения (при назначении губернаторов. – Прим. ред.) пока нет. Возможна критика старожилов в попытке использования объективных конфликтов против них. Я не исключаю, например, что предстоящий конкурс по томскому водоканалу может дать импульс к ведению политической игры против губернатора. В конкурсе, мы знаем, принимают участие три крупных федеральных игрока. Я не исключаю, что такое значимое событие для города актуализирует трения и противоречия, которые здесь существуют. Но в Томске есть опыт цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − шесть =