Вы нам не пара

Чем грозит России принудительное слияние регионов

В Госдуму РФ внесен законопроект, который позволит объединять соседние субъекты Федерации даже против воли их руководителей. По действующему законодательству с предложением объединить регионы могут выступать только их главы, причем необходимо согласие обоих. Предлагается же, чтобы слияние могли инициировать Госдума и Совет Федерации. И хотя авторы законопроекта – депутаты от ЛДПР – утверждают, что ориентирован он на Москву с Московской областью и Санкт-Петербург с Ленинградской областью, самостоятельность других регионов оказывается под сомнением. Для Томской области, которую уже несколько лет в разговорах «присоединяют» к Новосибирской, тема особенно актуальна…

О возможных последствиях рассуждает эксперт «ТН» доцент кафедры политологии ФсФ ТГУ кандидат исторических наук Сергей Шпагин.

Верхи хотят, низам все равно?

– Статус губернаторов и президентов республик в составе Российской Федерации за последние годы существенно изменился. Если в 1990-е годы, особенно во второй половине, избранные главы регионов были всевластными фигурами, то сейчас они имеют гораздо меньше возможностей влиять даже на региональные политические процессы, не говоря уже о федеральных. Поэтому теоретически можно представить, что центр возьмет на себя более значительные полномочия в процессе слияния регионов.

Обсуждаемый законопроект пока предполагает относительно смягченный вариант такой политики, в частности, сохранение референдумов. Но это чисто популистский подход. По сути, решение о слиянии будет приниматься только на самом верху властной пирамиды и в самом ее низу – рядовыми избирателями. Из процесса исключается середина – региональная властная элита, а также связанное с ней экспертное сообщество регионов. Словом, выпадает целый круг людей, которые в отличие от обывателей хорошо понимают, к чему приводят те или иные политические изменения.

Колонизация регионов?

– Всячески подчеркивается, что цель законопроекта – решить проблему слияния столичных городов и прилегающих областей. Но законы все-таки принимаются не для отдельного случая и под конкретную ситуацию не пересматриваются. Сама по себе перспектива принятия закона под отдельный случай говорит о том, что дальше может появиться другой случай. И это, на мой взгляд, плохо по нескольким причинам.

Например, когда эксперты говорят, что изменения прежде всего коснутся региональных чиновников (якобы количество органов власти сократится), это только часть правды. Еще в большей степени это коснется регионального бизнеса. Совершенно очевидно, что, скажем, от слияния Москвы с Московской областью в первую очередь выиграет столичный бизнес, который получит возможность доступа к значительной части ресурсов Мос­области, например земельным. Соответственно, если подобный сценарий будет распространяться на другие регионы, то будет происходить экспансия сильных внешних бизнес-групп в региональную экономику.

А не отделиться ли нам?..

– Политический смысл укрупнения регионов также сомнителен. Можно предположить, что Москва или Питер, которые зачастую голосуют непредсказуемо, на выборах будут частично разбавлены более лояльными областными избирателями. Иного смысла в решении очень немного. Укрепление вертикали власти? Сомневаюсь. В свое время в Томске проводилась выездная сессия молодежной думы России, приезжали ведущие столичные эксперты, и один из них, известный политолог Александр Соловьев, говорил: сам по себе процесс формирования суперрегионов имеет очень неоднозначный политический смысл, потому что очень большой регион дает хотя бы потенциальную возможность его руководителям концентрировать в своих руках ресурсы, сопоставимые с ресурсами целого государства. И предсказать, как поведет себя такой руководитель или руководящая группа в кризисной ситуации, очень сложно. Сейчас, при существовании более чем 80 субъектов Федерации, договориться им между собой непросто. А вот при их сокращении расколоть государство становится технически проще: соседи-тяжеловесы могут легко «отломить» полстраны. Это не так уж маловероятно, учитывая сепаратистские настроения на Дальнем Востоке и в некоторых западных регионах России.

Политическая конъюнктура?

– Пока успокаивает, что инициаторами законопроекта выступает не «Единая Россия», а ЛДПР – не самая влиятельная партия. Правда, я боюсь того, что ЛДПР на этот раз не столько выражает собственные политические интересы, сколько делают грязную работу за «единороссов», которые не хотят подставляться непопулярными решениями. В этом случае вероятность принятия законопроекта резко возрастает, и самое неприятное, что решение может быть обусловлено соображениями сиюминутной политической конъюнктуры. Например, желанием Кремля укрепить позиции нового мэра Москвы Сергея Собянина. На фоне конъюнктурных преимуществ рациональные рассуждения о долгосрочных плюсах и минусах того или иного решения часто остаются без внимания…

Как бы то ни было, многое станет понятно при обсуждении этого закона в первом чтении. Думаю, ко второму чтению к нему будет прилагаться большое количество поправок, призванных вклинить возможность хотя бы консультативного участия региональных властей в процессе объединения регионов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − 12 =