Заслуженный строитель России Петр Маренков – от истоков до настоящего нефтеграда
В декабре 2010 года президентским указом заместителю начальника управления капстроительства ОАО «Томскнефть» ВНК Петру Маренкову было присвоено почетное звание «Заслуженный строитель РФ». Петр Иванович – человек, принявший непосредственное участие в строительстве Стрежевого. Его память хранит немало занимательных историй о тех зданиях и сооружениях, которые сегодня стали привычной частью стрежевского пейзажа. Да и сам город стал неотъемлемой частью его жизни и судьбы.
Здесь будет город
На глазах Петра Маренкова на месте безлюдных пустырей в сибирской тайге вырастали новые кварталы нефтеграда. Случайные гости потихоньку обживались, обзаводились семьями и превращались в коренных жителей…
– Практически любое здание, любое сооружение, в строительстве которых довелось поучаствовать, связаны с определенными воспоминаниями или интересными моментами, – улыбается Петр Маренков.
…Первых деревянных домов, которые строились в самом начале 1970-х, уже и в помине нет. Их строили силами одной бригады: от первого до последнего гвоздика. В первый год, пока сруб еще не дал осадку, стены внутри оббивали мягкой ДВП. Бумажные обои на них не клеились – их пришпиливали иголочками. Штукатурить эти стены можно было лишь через год.
…На строительстве первого многоэтажного дома (в четыре этажа) Маренкову пришлось изрядно потрудиться, чтобы уговорить подшефную бригаду применить растворонасосы:
– Растворы для штукатурки тогда носили вручную – на носилках. Но то, что уместно было для одно-, двухэтажного строительства, не подходило для домов в 3–4 этажа. За 1 кв. м штукатурки при ручной подноске раствора строителям по калькуляции полагалось 49 копеек. Использование насоса снижало сумму оплаты до 35 копеек. Чтобы убедить отделочников, платили по-прежнему по 49 копеек. Постепенно бригады привыкли и представить себе не могли, как обойтись без насоса.
Когда запускали в эксплуатацию здание аэропорта и городской администрации, столкнулись с проблемой оформления фасадов. Чтобы овладеть технологией декоративной штукатурки, снарядили бригаду в Томск.
– Наши люди провели на «Химстрое» неделю – перенимали опыт. В Стрежевой вернулись, привезя с собой по экземпляру рабочего инструмента, который там использовался. По этим образцам мы изготавливали необходимый инвентарь прямо здесь. Тогда это казалось ноу-хау, а сегодня вызывает улыбку…
Чистые чувства
…О далеком северном Стрежевом житель Луганска, что на Украине, Петр Маренков прочел в «Комсомольской правде» – целый разворот газеты от 11 сентября 1969 года был посвящен ударной северной стройке. Корреспондент с упоением рассказывал о том, как мужественные и сильные люди рубят топорами мерзлую землю – строят молодой нефтеград. Уже в следующем году Маренков вместе с женой почувствовал эту самую землю своими ногами. Молодая семья приехала в Стрежевой, чтобы остаться. В прошлом были цветущее сады, пронзительные южные зимы, в настоящем – комарье и суровые сибирские морозы.
– Но самым удивительным для нас были не погодные условия, – вспоминает Маренков. – Главным открытием были люди. Человеческие отношения, которые царили здесь, на севере, в корне отличались от того, что мы оставили дома, на Украине.
Маренков вспоминает: бывало, пробираешься морозной зимой по занесенной снегом улице Нефтяников или Ермакова, как вдруг тебя нагоняет грузовая машина (легковых тогда на улицах строящегося города еще не было), останавливается, двери распахиваются, а оттуда приветливый и совсем незнакомый голос кричит: «Садись! Холодно! Довезу!» «Да мне два шага идти!», – отнекивается замерзший путник. «Все равно садись – лучше доехать!»
– Отношения людей друг к другу здесь были чище… выше, что ли… – объясняет Маренков.
Даже когда вынужденно, по состоянию здоровья младшего сына Андрея семье Маренковых пришлось покинуть Стрежевой, северный город оставался у Петра Ивановича в сердце. При первой же возможности семейство вернулось обратно.
Настоящий начальник
Рабочая биография Петра Маренкова невероятно пестра: десятки возведенных объектов как в гражданском строительстве, так и в обустройстве месторождений. Сейчас работа «в поле» уже позади. Петр Иванович уверенно чувствует себя в руководящем кресле – курирует ввод объектов в эксплуатацию.
– Но без того багажа, который получил на практике, мне бы было сегодня крайне сложно, – замечает заслуженный строитель.
Подчиненные, коллеги отмечают в нем удивительную способность наладить работу коллектива, организовать процесс. Смотришь на него и чувствуешь – руководитель. Есть в Маренкове какая-то удивительная командная жилка.
– Если бы мне сегодня пришлось устраиваться на работу, – фантазирует Маренков (потому что ясно – не придется), – и руководитель задал бы мне вопрос о том, что я умею делать, я бы ответил одним словом: «Руководить». В этом мне помогает знание предмета и жизненный опыт. А еще я не стесняюсь признать, что чего-то не знаю, и до сих пор учусь у своих молодых коллег.