Зайкова судят

Длительное разбирательство по делу Сергея Зай­кова вышло на финишную прямую: 11 января в Кировском районном суде началось рассмотрение возбужденного против него уголовного дела.

Напомним, согласно обвинительному заключению 2 марта 2010 года после окончания открытого заседания гордумы Томска во Дворце творчества детей и молодежи Зайков подошел к губернатору Томской области и нанес ему удар в лицо, причинив телесные повреждения, не повлекшие расстройства здоровья. При этом Зайков крикнул: «За смерть моей бабушки!»

Впоследствии внимание СМИ неоднократно бывало приковано к персоне Сергея Зайкова: он высказывал претензии к власти, обвинял следователя, помощников прокуроров и судей в предвзятости и некомпетентности; заявлял многочисленные ходатайства; объявлял в СИЗО голодовку и полосовал бритвой живот в зале суда; был направлен на психиатрическую экспертизу… Отметил свой выход из следственного изолятора организацией митинга и пообещал «развалить в процессе» предъявленное ему обвинение… В итоге обвинительное заключение уложилось в 20 с небольшим листов, а все материалы уголовного дела занимают 640 страниц.

На заседании 11 января Сергей первым делом заявил отвод председательствующему и государственному обвинителю. Обоснование – в связи с заранее принятым обвинительным уклоном. Почему считает, что другой судья и прокурор займут иную позицию? А просто: председательствующий отказался предоставить Зайкову информацию о том, сколько обвинительных и оправдательных приговоров он вынес за годы работы в суде…

– Может, он вообще никого не оправдал! – предположил Сергей. – Тогда чего мне от него ждать? Какого чуда?

Ходатайство было отклонено.

А вот другое ходатайство подсудимого суд удовлетворил: в процесс введены двое новых участников – кроме адвоката Олега Мустафаева Сергея будут защищать предприниматель Сергей Мирошниченко и правозащитник Николай Кандыба.

– Одного адвоката могут скрутить в бараний рог, он вынужден выступать с оглядкой и в силу этого отстаивает мою позицию недостаточно жестко, – считает Сергей. – А простые люди, решительно настроенные и имеющие опыт работы в судебных процессах, могут позволить себе то, что не позволит дипломированный защитник!

Первое заседание продлилось около двух часов. В связи с необходимостью ознакомления новых участников с материалами дела его дальнейшее рассмотрение отложено до 31 января. Подсудимый снова недоволен:

– Отпущенного времени слишком мало…

 

Угол зрения

Политическая акция или хулиганство?

Ирина АСТАФЬЕВА

Несколько месяцев мне с профессиональной точки зрения было весьма любопытно следить за развитием «дела Зайкова». Экстравагантный человек, бурлящие вокруг него события. Почти каждое судебное заседание – шоу, с длинными речами, неожиданными заявлениями и ходатайствами. Словом, зрелище среди повседневной рутины.

И вдруг стало стыдно. Чисто по-человечески. От нескольких вещей.

Во-первых, наверное, это тягучее разбирательство уже чудовищно надоело Виктору Крессу. Ну сколько можно слышать об одном и том же?!

Во-вторых, и это главное, вменяемая Зайкову 318-я статья УК очень серьезна: санкции от штрафа до 200 тыс. рублей до лишения свободы на срок до пяти лет.

При том, что Сергей уже основательно разозлил и судейское, и прокурорское сообщества. На что, кажется, не обращает внимания. А напрасно…

Короче, уже не до зрелищ.

И потому задумалась: прежде чем вынести приговор, судья должен узнать у потерпевшего, на каком наказании он настаивает; должно ли оно быть связано с реальным лишением свободы? Ведь при решении участи подсудимого мнение пострадавшей стороны, безусловно, учитывается.

Словом, думаю, теперь во многом от губернатора зависит – превратить поступок Зайкова в политическую акцию (насилие в отношении представителя власти) или просто хулиганскую выходку неуравновешенного человека. Со всеми вытекающими последствиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × два =