Бензиновые слезы

Независимые АЗС говорят об их дискриминации со стороны вертикально интегрированных компаний  

Коллективное обращение руководителей 13 томских организаций, торгующих нефтепродуктами, поступило 16 февраля в УФАС по ТО, а также в администрации и думы города и области. Заправщики сообщали, что вынуждены прекратить отпуск бензина и дизтоплива более чем на 60 АЗС Томска – половине из существующих. Причина – произошедшее в начале февраля резкое снижение цен вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК): на 16,5% – «Газпромнефтью-Кузбассом» и на 18,9% – «Роснефтью». (Это случилось после совещания по итогам деятельности российского ТЭК, на котором премьер Владимир Путин жестко потребовал от нефтяников снизить цены на топливо до уровня ноября прошлого года.) Независимые мелкие продавцы оказались в трудной ситуации – им предстояло как-то реализовать нефтепродукты, приобретенные по вчерашней высокой закупочной цене, в то время как в розницу на АЗС ВИНК бензин уже продавался дешевле.

Поразбиравшись в ситуации, антимонопольщики заявили, что даже при таких суровых условиях владельцы небольших АЗС получают прибыль от 10 копеек до 2,5

рубля за литр бензина в зависимости от его марки (оптовое ценообразование по дизтопливу и его доступность для небольших розничных компаний УФАС будет еще проверять). И предупредили заправщиков о недопустимости прекращения отпуска нефтепродуктов, усмотрев в этом нарушение Закона «О защите конкуренции» и пригрозив владельцам санкциями.

– Все дело в том, что снижение цен было слишком резким, – пояснил «ТН» Сергей Паньков, начальник отдела экономического анализа УФАС по ТО. – Крупные компании также несут убытки, но справляются с ситуацией. Сейчас независимые АЗС закупают бензин по 19,5 рубля за литр, а продают по 22 – худо-бедно, но 1,5 рубля с литра зарабатывают. Мне кажется, коллективное письмо скорее политический или пиар-ход.

– Мы не прекращали продажу бензина – она у нас сама сократилась, – не согласен с оценкой УФАС Валерий Завалюев, владелец двух томских АЗС «ВЕК». – Люди перестали к нам ездить – наш 92-й стоит 22 рубля, а у «Роснефти» – 21. Но мы не можем опустить цену еще ниже, потому что закупили это топливо 12 февраля по 20,68 рубля. Сейчас число клиентов АЗС с обычных 250 сократилось до 50, из заработанной за день прибыли 600–700 рублей надо платить за электроэнергию, налоги, зарплату, ежедневный наш убыток – 20–30 тыс. рублей. Для нормальной работы наша маржа должна быть не меньше 3–3,5 рубля с литра.

Проблема, по мнению Завалюева, не в снижении цен, а в дискриминации независимых продавцов вертикально интегрированными компаниями:

– Все мы завязаны на «Газпромнефть» и «Роснефть» – прямого доступа на товарные рынки у нас нет. Звоню в «Томскнефтепродукт» – отвечают, что бензина нет в наличии. Нефтеперерабатывающие заводы под тем или иным предлогом также отказывают: мол, фонды уже распределены… Мы не против снижения розничных цен, но условия должны быть равными для всех участников рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − четырнадцать =