Семь чудес света

Энергетики объявили о резком снижении инвестиционных программ

 Инвестиционные программы распределительных сетевых компаний области, направленные на создание условий для строительства, сокращены более чем вдвое. То есть и предпосылок для возведения жилья у Томска становится меньше практически наполовину.

– В составе секвестрированных инвестпрограмм Томской распределительной компании и «Городских электрических сетей» было строительство подстанций и сетей на напряжение от 110 кВ до 0,4 кВт. То есть последствия сокращения коснутся и многоэтажного, и индивидуального жилищного строительства, – не скрывает озабоченности Павел Подгорный, начальник Департамента архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области.

Усыхание инвестпрограмм, говорят энергетики, – прямое последствие принудительного снижения тарифов на электроэнергию для бюджетных организаций и промышленных предприятий.

Однако, как считают независимые эксперты, инвестиционные средства можно взять из других источников – прибыли компаний, через привлечение внешних инвесторов.

Усыхание

Сниженные тарифы в области введены с

1 мая. Счета с менее пугающими, чем прежде, цифрами потребители-юрлица начнут получать через неделю. Ожидается, что средняя по субъекту цена за киловатт-час, выросшая в области в этом году на 21% (с 2,36 до 2,98 рубля), уменьшится до 2,7–2,75 рубля.

С одной стороны, цена вопроса для потребителей – 335 млн рублей, именно на столько в структуре тарифа сократили региональную сетевую составляющую.

С другой – уменьшение валовых доходов регулируемых сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, которые сразу же объявили о секвестре инвестпрограмм. Он коснулся прежде всего главных действующих лиц – «Энергонефти», обслуживающей «Томск-

нефть», Томской распределительной компании и «Городских электрических сетей».

В итоге, например, если ранее планировалось провести реконструкцию с увеличением мощности подстанции «Солнечной» (центр электроснабжения микрорайона-миллионника Восточного) в 2011–2012 годах, то при сокращенной инвестпрограмме она будет запущена в лучшем случае через три года. Под вопросом и строительство подстанции «Родник» – по проекту это центр электроснабжения будущего поселка ИЖС Аникино и микрорайона в районе села Новоспасское (Коларово).

– Это будет тормозить возведение жилья и скажется на состоянии экономики томских строителей. А сокращение объема вводимых квадратных метров при растущем спросе приведет к взлету цен на эти самые метры, – говорит Павел Подгорный. – Нужно найти механизм, чтобы инвестиционные программы организаций коммунального комплекса (говорю не только об электросетях, а обо всем спектре комуслуг) исполнялись в полном объеме. И это задача не одной Томской области. Проблема-то российского масштаба…

Недостаточный прогноз

Сложившуюся ситуацию предопределил ряд вполне рыночных, на первый взгляд, шагов Правительства РФ. Например, кратное уменьшение платы за техприсоединения для строительного комплекса специалисты оценивают как безусловно положительный факт. Но при этом замещающий источник инвестиций определен не был – предполагалось, что им станут тарифы, которые с этого года попытались превратить в почти свободные цены. Раньше и для населения, и для прочих потребителей (бюджет и бизнес) тарифы устанавливали органы регулирования. А с января для «прочих» потребителей (не население) регулирование отменили. И цены на электроэнергию для юрлиц взлетели вдвое выше ожидаемого.

– Результат либерализации оказался недостаточно спрогнозированным: рост тарифов для «прочих потребителей» в стране уже в феврале – марте составил более 30% против ожидаемых 15%. В Томской области – 21%, – поясняет Елена Бушманова, начальник Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области.

Усредненность не передает картину во всей ее полноте. Например, в области для кого-то рост составил 10%, для МУП «ТЭК» – 35%, а для некоторых сельхозпредприятий – все 70%…

Ручной режим

Резонанс от такого повышения тарифа не заставил себя ждать: в правительство от промпредприятий и бюджетных организаций посыпались слезные и гневные письма, некоторые томские бизнесмены пригрозили уводом производств в Казахстан…

Увидев, что все идет гораздо хуже, чем ожидалось, власть в очередной раз включила ручное управление. Премьер Владимир Путин потребовал отрегулировать нерегулируемые цены так, чтобы их годовой рост не превысил 15%.

– Это было непростое решение, но не принять его было нельзя, – считает Елена Бушманова. – Правительство внесло изменения в 109-е постановление по ценообразованию, в соответствии с которыми Федеральная служба по тарифам (ФСТ) должна была до 1 апреля пересмотреть расходы Федеральной сетевой компании, а региональные органы тарифного регулирования до 1 мая снизить цену электроэнергии для территориальных сетевых организаций и сбытовую надбавку гарантирующего поставщика. При этом и для Федерации, и для нас максимальный рост составляющих не должен был превышать 15%.

Неизвестные решения

Соотношение влияния региональных и федеральных факторов на общую стоимость электроэнергии складывается в соответствии с индивидуальными особенностями регионального энергоорганизма – протяженность, удаленность, доступность, состояние сетей, наличие генерации.

– В Томской области от федеральных факторов зависит 65% цены, региональная доля влияния – лишь 35%, – говорит Елена Бушманова.

ФСТ сократила рост своей части (так называемый котловой тариф) с 53 до 35%. А не до требуемых 15%.

– А мы свою задачу выполнили в полном объеме: сокращение местных энергетических инвестпрограмм привело к снижению роста одноставочного сетевого тарифа с 21 до 14,3%, сбытовой составляющей – с 15,1 до 14,1%, – говорит Александр Тарабановский, заместитель начальника Департамента тарифного регулирования ТО.

И при этом не известно, удастся ли российской власти вручную, де-факто ополовинив региональные энергетические инвестпрограммы, обуздать цены на электроэнергию для потребителей-юрлиц.

– Если свободный рынок электроэнергии не отреагирует должным образом на предпринимаемые меры, то снижения темпов роста до 15% не будет, – полагает Елена Бушманова. – Насколько нам удалось их сдержать, станет понятно в июне, когда «прочие» потребители получат платежки. Тогда и будем анализировать…

– Теме сокращения инвестпрограмм было посвящено уже три совещания у замгубернатора Игоря Шатурного. Пока решение не найдено, – завершает Павел Подгорный. – Прозвучало предложение власти к организациям коммунального комплекса – привлекать кредитные ресурсы. Но такой возможности в масштабе, необходимом для замещения выпадающих средств, у ТРК, к примеру, нет. Энергетики продекларировали, что готовы привлечь ресурсы на сумму до 90 млн рублей – это менее трети объема выпавших доходов.

 

P.S. Базовый прогноз правительства предполагает дальнейший рост цены на электро-энергию на уровне 10–12%, на газ – 15%, тепло – 10–12%, воду – 12–14%. Другой прогноз, предложенный премьером для «Сценарных условий развития экономики РФ», еще более оптимистичен: газ, тепло и электроэнергия подорожают всего на 6%.

Насколько прогнозы совпадают с реальностью, мы уже наблюдали.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Идеология временщика

Валерий Литвак, ведущий научный сотрудник регионального учебно-научно-техноло-гического центра ресурсосбережения, профессор ТПУ, заслуженный энергетик России:

– В советские времена все работы по ремонту, реконструкции и техническому перевооружению энергетики финансировались из госбюджета. Сегодня – только из средств предприятий. У энергетиков для этого есть только два источника: фонд капремонта (очень небольшой) и прибыль. Но это же акционерные общества! Они не могут всю прибыль направлять на развитие, для них гораздо лучше положить деньги в карман. Но это – решение акционеров, ими не покомандуешь…

Да, в тарифе не стало инвестиционных средств. Но надо искать другие источники. Например, внешних инвесторов, которые дадут деньги на развитие, чтобы получить потом с этого прибыль. Нужно продавать акции, особенно государственную их часть.

Дальновидные акционеры понимают, что без инвестиций в развитие, без увеличения мощностей и модернизации получать прибыль в будущем станет невозможно. Но многие наши бизнесмены вперед не глядят. Идеология временщика: схватить и бежать.

А рынок, конечно, отреагирует на ситуацию и отрегулирует ее, но не сразу, а в будущем. Быстрого решения тут в принципе быть не может. И потом, быстрые решения – они все плохие…

СЛОВО АВТОРА

Инесса ЮШКОВСКАЯ, корреспондент «ТН»:

– Кто должен платить за рост и развитие энергосетей? Государство, как это было очень давно? Застройщики, как это было еще недавно, когда техусловия на подключение стоили басно-

словных денег? Или же средства на развитие своей производственной базы должны изыскивать сами энергетические предприятия, как это бывает во всех прочих отраслях хозяйства?

Как следует из отчета ОАО «ТРК», вывешенном на сайте компании, ее чистая прибыль в 2009-м составила 255,7 млн рублей, в 2010-м – 217,9 млн, в первом квартале 2011-го – 135,6 млн. Но решение, куда направлять заработанное, принимают акционеры всем своим акционерным обществом… А первейшая задача любого АО – не развитие городов и весей, а извлечение прибыли.

Цены и отношения отрегулирует рынок? А если рынка нет?

А есть лишь экономика монополиста, и «прочие» (особенно строительная сфера) у нее в заложниках…

Написать письмо автору можно по e-mail: inessa@tnews.tomsknet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + пять =