Почему дождь стал для Томска стихийным бедствием

 

Ливневой канализации Томска необходимо кардинальное лечение, и на это нужно почти 1,3 млрд рублей, сообщил мэр Николай Николайчук. Сильный дождь в прошлый четверг, когда улицы Томска превратились в реки, более чем ярко обнажил проблемы томского подземелья, и мэрия была вынуждена признать, что ливневка запущена до безобразного состояния. Трубы забиты бытовым и строительным мусором, илом и песком. Границы ливневой канализации заканчиваются раньше, чем границы города; в ряде новых микрорайонов сети нет, а там, где она построена, вода в ливневку не попадает.

Словом, в реанимации нуждается все подземелье города. Причем очень показательно то, что специалисты и чиновники называют в разы отличающиеся цифры о протяженности томской ливневки – от 190 до 755 километров…

Как теперь говорят в мэрии, нужна специализированная организация для обслуживания ливневки. Однако кто будет заниматься ее оздоровлением и за чей счет – огромный вопрос. Желающих нет. Ведь для обслуживающей организации содержание канализации станет на 100% дотационной деятельностью, и окупить расходы возможно лишь позднее и частично через создание абонентской группы потребителей, которые пользуются ливневкой.

Но пока все это лишь весьма приблизительные первоначальные планы…

Инженер ООО «Кедр ВС» Валерий Логачев показывает новую ливневую канализацию, проложенную на ул. Пушкина: «Такая подземная сеть прослужит лет пятьдесят». За последние 20 лет это первый отрезок ливневки, который строят в Томске

Муниципальная голова

– Муниципальная власть о состоянии ливневки ничего не знает. Более или менее владеют информацией только частники – ООО «Водосток» (обслуживал ливневку лет 20) и ряд компаний, которые работали у «Водостока» на субподрядах, – считает главный инженер ООО «Кедр ВС» Валерий Логачев. – В 1990-е ливневку официально обслуживало муниципальное предприятие «Инженерная защита сооружений», но «руками», в качестве подрядчика, уже на тот момент был «Водосток», у него на субподрядах наш «Кедр» и ряд других фирмочек.

«Инженерная защита» как балансодержатель сетей владела информацией, где и какие коммуникации проходят, где ливневку нужно чистить. Но в 2005 году «Защита» обанкротилась, и в наследство мэрии остались только карта ливневого хозяйства (устаревшая – часть ведомственных сетей, как у ТЗРО, заварена) и техника банкрота (на балансе городского департамента жилищного хозяйства).

Частные руки

С 2005 по 2010 годы обслуживанием ливневки занималось ООО «Водосток». Подряды предприятию доставались по аукционам, которые проводил департамент дорожного строительства мэрии – ежегодно в среднем «Водосток» на содержание ливневого хозяйства получал 14 млн рублей.

Главный инженер «Водостока» Александр Вашкевич организовывал работу на участках:

– Контрактные деньги предназначались не только на прочистку стволов ливневки, но и на содержание насосных станций, подготовку к паводку, работы в период половодья – воду из низин Томска откачивали на эти же деньги. Львиную долю финансирования съедала весна: ливневку приходилось протаивать – подгоняли к колодцам машины с горячей водой и выливали деньги в подземелье. Но только так можно избавиться ото льда, который сковывал трубы – в холодную зиму промерзание грунта доходило до 3 метров, а ливневка заглублена на 2,5 метра. Прочисткой занимались редко и всегда локально: там, где скажет заказчик, и когда это становилось экстренной необходимостью – во избежание затопления. О систематической работе речи не шло: денег-то не было.

Разрыв отношений

История взаимоотношений департамента дорожного строительства и «Водостока» многократно и на разных уровнях становилась предметом широких обсуждений: «Водосток»-де был подконтролен главе департамента Владимиру Оккелю, поэтому именно в это предприятие из года в год утекали бюджетные миллионы. Кульминацией стал громкий конфликт между мэром Николаем Николайчуком и Владимиром Оккелем с увольнением последнего и разрывом отношений с «Водостоком». И сегодня, спустя годы, мэрия считает, что сотрудничество с частным предприятием усугубило положение.

– Частник работает в целях извлечения прибыли: дали денег – выполнит какой-то объем работы; нет – и суетиться не будет. В целом состоянием сети он не озабочен, – говорит заместитель главы департамента жилищного хозяйства Андрей Маркин.

Маркетинговая чистка

С 2011 года ливневка стала зоной ответственности департамента жилищного хозяйства мэрии. На год на содержание сети бюджет выделил 11,9 млн рублей. Деньги опять же кончились весной – на протайке и откачке воды.

В департаменте неохотно, но рассказали – крохотную часть сети прочистили, изыскав весьма оригинальный способ – а-ля Кирби. То есть если граждане, жертвуя временем, соглашаются на маркетинговую презентацию чудо-пылесоса и получают за это бесплатную чистку ковра, то департамент согласился, чтобы иногородние фирмы, используя презентационные технологии, почистили отрезочки ливневой канализации.

Говорят, ливневку местами освободили от песка и мусора вдоль части пр. Фрунзе и в районе Черемошников…

Забиты под свисток

Сегодня департамент жилищного хозяйства подготовил отчет о состоянии ливневки. Отчет основан на визуальном осмотре дождеприемников, работе «телевика» (буксовал, едва попадая в сеть) и информации «Водостока». Выводы – нужен капремонт, цена вопроса минимум 1,27 млрд рублей. Глава департамента Вячеслав Черноус говорит, что сумма может быть и выше.

– Основные стволы на центральных улицах в плачевном состоянии, – кратко оценил положение дел заместитель главы департамента Владимир Панькин. – В низовьях сети забиты на 80–90%. В целом пропускная способность – 10–20% от возможностей.

– Типичная картина – ливневая сеть не способна принять воды, – показывает Валерий Логачев. – Дождеприемники полностью забиты грязью. И так почти по всему городу. К примеру, на днях в ходе реконструкции ул. Пушкина мы вскрыли девять решеток: четыре, как говорится, забиты под свисток, пять – на 50%. А там, где движение воды в теории возможно, рассыпались трубы – сложились. Сеть даже обследовать детально невозможно – «телевик» по трубам не проходит.

Новые микрорайоны

– В жилых микрорайонах дождеприемники захламлены мусором, и вода скапливается на рельефе, хотя зачастую в микрорайонах проходимость сети вполне действующая, – указывает главный инженер «Водостока» Александр Вашкевич и добавляет: – А в некоторых новых микрорайонах ливневки вообще нет. К примеру, в микрорайоне в конце ул. Сибирской, где дома возвело СУ-13, в свое время обещавшее сообща с другими застройщиками построить ливневку.

– Проблемной стала и застройка в микрорайоне Солнечном – ТДСК потратилась на ливневку, но уклоны не выдержаны, и вода в дождеприемники не попадает, – дополняет Андрей Маркин. – ТДСК обещает брак устранить; вообще, из застройщиков за последние годы только ТДСК строит полноценную сеть.

Чтобы город не захлебнулся

Чтобы город не захлебнулся, мэрии нужно для начала найти специализированную организацию – департамент городского хозяйства уже понял, как тяжело содержать ливневку. Мэр предложил рассмотреть вариант со «Спецавтохозяйством». Кажется, директора САХ Николая Чаринцева это не вдохновило:

– При ряде условий (кадры, техника, финансирование) мы возьмемся, если надо…

– Не думаю, что САХ – правильный выбор, – считает Андрей Маркин. – Предприятие и без того многопрофильное, им бы со своей работой справиться. А ливневка, учитывая глобальность проблемы, – огромное направление. Нужна профильная организация, скорее, муниципальная – в интересах города это более экономически выгодный вариант. Да, по примеру «Инженерной защиты сооружений». Не обанкротится ли вновь? Если город не упустит ситуацию из виду, нет. Это вопрос, почему 20 лет назад предприятие обанкротилось, а его работу стал выполнять частник.

Еще сложнее финансовая проблема. «Доброволец» нужен уже сейчас, но денег пока не будет. То есть ливневка станет для оператора головной болью – совершенно дотационным направлением. Предполагается, правда, что только на начальном этапе: сетью пользуются различные организации, сотни врезок из частного сектора, но за вход никто не платит. Хотя, по сути, это абонентская группа пользователей, и для нее нужна тарификация услуг. Но в этом направлении мэрия только начинает движение…

 

«Типичная картина – ливневая сеть не способна принять воды, – показывает проблемный участок главный инженер

ООО «Кедр ВС» Валерий Логачев. – Дождеприемники полностью забиты грязью»

 

Ливневка устроена незамысловато: через дождеприемники воды попадают в канализацию из труб разного диаметра – от 40 см до 1 м. 51% труб из 192 км – железобетонные, 29% – асбестоцементные, 6,25% – чугунные, 5,5% – керамические (трубы из этого материала рассыпались, и проходимость вод на этих участках нулевая).

 

Ливневка должна быть, но ее нет:

-на большей части

ул. Смирнова – дорогу отремонтировали, о подземке забыли;

-в июле дорожники закатали в асфальт пусть и плохонькую, но все же ливневку на ул. Крылова; чиновники заверили, что такова технология – проще асфальтировать дорогу по прямой, и обещают, что на днях дождеприемники будут врезаны;

-в мкр. Солнечном ливневка построена, но задрана так, что вода в нее не попадает, поэтому стекает по рельефу.

 

192 км ливневки – лишь та часть сети, что находится в собственности муниципалитета. Специалисты говорят, что есть еще минимум 100 км бесхоза. Прочищать сеть нужно не реже, чем раз в 2,5 года. В Томске нет ни одного такого участка.

 

Трудности счета

Специалисты и чиновники называют разные, порой очень разные, цифры протяженности томской ливневки.

Со слов главы департамента жилищного хозяйства Вячеслава Черноуса, 192 км сети плюс 40 км дренажа.

По оценке директора ООО «Кедр ВС» Владимира Варлачева, 190 км муниципальной ливневки и еще почти 200 км ведомственных сетей и безхоза.

Мэр Николай Николайчук на собрании гордумы пошел еще дальше – 755 км ливневой канализации, из которых введены в эксплуатацию и поставлены на баланс не более 10 км (по данным официального сайта гордумы Томска http://duma.tomsk.ru/page/10682/).

 

15 июля, Челябинск.

После этого потопа местные чиновники посчитали, что на ремонт 160 км сетей ливневки им потребуется 400 млн рублей Томск озвучил сумму в три раза большую

 

Когда специалисты сняли решетку дождеприемника, увидели: поперечный ствол забит грязью до отказа – на ней даже видны отпечатки решетки

 

угол зрения 

Неля КОСТЯЕВА

Миллиард решений

Томск не единственный город России, который на днях чуть не смыло дождем. В Челябинске после ливня 15 июля, когда на магистралях образовались лужи метровой глубины, власти пересмотрели программу строительства ливневки. Но почему-то на 160 км сетей, 40–50% из которых требуют прочистки, Челябинск насчитал 400 млн рублей. Киров в 2008 году тоже обошелся без миллиарда: утопая, решил, что вкладывать нужно не только в ремонт и прочистку ливневки, но и в установки, препятствующие засорению, – грязеуловители, утепление колодцев для предотвращения промерзания ливневки. В итоге, вложившись однажды, Киров снизил затраты на содержание сети.

При этом ливневка для бюджетов городов России действительно дотационная ноша: в среднем, учитывая аналогичную томской протяженность сети, ежегодно 10–30 млн рублей. Но часть расходов города пытаются переложить на плечи абонентских групп: предприятия различных форм собственности. В Волгограде, например, реестр уже создан: бюджет несет затраты на ремонт, абоненты оплачивают обслуживание. Средний тариф для организаций – 15–20 тыс. рублей в месяц (примерно 300 погонных метров трубы, цена за метр – 50 тыс. рублей).

Томск же пока абстрактно «жует» вопрос о несуществующем миллиарде…

А синоптики обещают ливни в ближайшее время. И неизбежные дожди осени непременно обострят мокрую проблему горожан…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 19 =