Параллельные линии обсуждения бюджета не пересекаются

Известная пословица гласит, что сколько раз ни произнеси слово «халва», во рту слаще не станет. С грустной улыбкой читаю и официальные пресс-релизы, и журналистские материалы про обсуждение «Народного бюджета» на общественных заседаниях «Народного фронта» и думаю, что сколько раз ни произнеси слово «народный»…

Ожидание особенного

Фабула всех «фронтовых» встреч одинакова – будь то речь про сельское хозяйство, культуру, медицину или ЖКХ. Руководители профильных департаментов делают доклад о состоянии дел в подведомственной сфере (состояние это всем собравшимся вполне известно; во всяком случае тем, кто хотел знать). Затем представители «Единой России» предлагают аграриям, работникам культуры, образования, здравоохранения и т.д. «высказать свои проблемы и предложения», обещая, что «если какие-то вопросы не войдут в бюджет следующего года, то будут учтены в программе, которая формируется на несколько лет». Затем представители отраслей говорят о своих «пожеланиях», которые тоже ни для кого и уже давно не являются секретными проблемами. Иногда менее болезненными, как, например… даже не знаю. Иногда гораздо более жестокими, как, например, уровень онкологических заболеваний, по которым область впереди России всей. Затем звучат обещания «обязательно учесть»…

В итоге у неискушенного человека возникает ощущение, что бюджет если не следующего, то уж последующего года будет каким-то особенным.

Закон гравитации

А между тем параллельно депутаты и управленцы обсуждают исполнение просто бюджета и его прогнозы на будущее. И это обсуждение ясно подтверждает аксиому, что бюджет – вещь консервативная (особенно на местном уровне – в силу особенностей Налогового кодекса РФ), и сколько расходных «народных» проектов ни предлагай, структура затрат последующих лет не может существенно отличаться от нынешней (опять же особенно на местном уровне – чуть ниже поймете, почему). Это как невозможно отменить закон гравитации.

Для примера – заседание финансового комитета гордумы Томска на прошлой неделе, где слушали полугодовой отчет мэрии. Если все трансферты от вышестоящих бюджетов (федеральный, областной) город получил, то со сбором собственных доходов очень серьезные проблемы. Особенно с неналоговыми поступлениями. Выполнение плана по приватизации – 87,3%. Совсем плохо с коньком мэрии последних лет: план по продаже земельных участков выполнен только на 37,4% – из-за резкого снижения спроса на рынке недвижимости. Незначительно подрос по сравнению с планом единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – 105,2%. Подоходный (НДФЛ), основной местный налог, увеличился еще меньше – 101%. В итоге Томск недополучил за полгода 73,2 млн рублей.

Для понимания всей печали положения напомню мартовский доклад заместителя мэра по экономике Анатолия Абрамова. Он тогда сообщил членам комитета по экономическому развитию гордумы, что, несмотря на кризис, собственные доходы бюджета увеличиваются год от года примерно на 12%, а в 2010-м план перевыполнен почти на 30 млн рублей.

Правда, у нас всегда умалчивают, что номинальный рост доходов по большей части съедается инфляцией (от 11,9 до 8,8% в последние 4 года), а стабильность сбора НДФЛ Томску в гигантской степени обеспечивают вузы, НИИ и многочисленные управленческие структуры, то есть, по сути, это тоже федеральные деньги. (Не будь их, есть сомнения, что собственно местная экономика обеспечила бы полугодовой план по НДФЛ.)

Но сегодня-то еще хуже – из номинального роста перешли в номинальный спад. Который усугубляют 5% инфляции за полгода. Словом, экономика в стагнации, о чем уже не раз на страницах «ТН» говорили промышленники и экономисты, и теперь это открыто и жестко проявляется в бюджетных проблемах. И, как говорят оптимисты, вряд ли ситуация существенно улучшится во втором полугодии. А пессимисты говорят, что ухудшится…

С областным бюджетом вроде полегче: в прошлый четверг Дума добавила в доходы 330 млн рублей налога на прибыль организаций – банковский сектор и нефтяники сейчас (пока?) хорошо себя ощущают. Но что такое 330 млн рублей добавки на фоне 39,5 млрд годовых расходов? Поверьте, и в областной казне денег на «народные» хотелки нет – фактически все доходы автоматически уходят на первоочередные нужды…

Последняя сессия

Такое же самое, только с большим размахом обсуждение «Народного бюджета» происходит в столице по бюджету всей страны.

А ряд федеральных СМИ тем временем известили о «бюджетной карте» Минфина РФ на ближайшие три года. Расходы на оборону предложено ежегодно увеличивать на 20% – закупки вооружения и двукратный рост зарплаты военнослужащим. Расходы на полицию возрастают в следующем году сразу в 1,4 раза. А вот увеличение ассигнований на образование, науку, здравоохранение, культуру, межбюджетные трансферты регионам не предусмотрено. То есть с учетом инфляции расходы на социальную сферу реально уменьшатся. А по коммунальным делам вообще тоска – Фонд реформирования ЖКХ прекращает свою деятельность в 2013 году. Былых федеральных миллиардов не будет, ремонтировать старое жилье придется за свои – личные и вышеописанных местных бюджетов – деньги…

Думаете, на своей последней осенней сессии Госдума РФ пятого созыва сильно поправит Минфин предложениями «Народного бюджета»?

 

P.S. Не помню имени экономиста, который давно уже сказал: «Покажите мне бюджет любого государства, и я скажу, какой в нем политический строй». Не экономист, но добавил бы: «Покажите мне обсуждение бюджета любого государства, и я скажу, какая в нем общественная атмосфера».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × пять =