Очередной рейд в рамках операции «Чистый воздух» провели 28 июля

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что у автомобилей, выпущенных до 1986 года, нормативное содержание окиси углерода СО в отработанных газах, не должно превышать отметки 4,5. Если авто произведено позже 1986 года, планка поднимается до 3,5%. Если в качестве топлива используется метан, выброс СО должен быть ниже 3%, если бутан – 2%.

– Ежегодно во время техосмотра СО в выхлопных газах проверяется, но необходим контроль и между техосмотрами, особенно в летнее время, – поясняет инспектор Томской области по охране природы Анна Дорохова.

Операции «Чистый воздух» проводятся совместно с ГИБДД. Гос-автоинспектор останавливает машину, и сотрудники департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды с помощью газоанализатора 121 ФА-01 проводят замер. Если обнаруживается превышение СО, процедура повторяется два-три раза, чтобы удостовериться в точности данных. Если оказывается, что автомобиль загрязняет окружающую среду, водителя штрафуют на 100 рублей и рекомендуют срочно устранить нарушение, иначе в следующий раз придется отдать уже 300 рублей. Практика показывает эффективность проверок – как правило, второй раз на несоблюдении экологических норм не попадается никто.

Все дело в карбюраторе!

Располагаемся за мостом близ поста ГИБДД. Место выбрано неслучайно – здесь очень интенсивный транспортный поток.

– Водители к проверкам относятся по-разному: кто-то спокойно, а некоторые бывают и недовольны, – рассказывает государственный инспектор Томской области по охране природы Кирилл Бурков, пока оператор газоанализатора устанавливает прибор в боевое положение. – А кому-то даже интересно – сам подъезжает.

…Александр, владелец «Тойоты-Короны» 1992 года выпуска, попал на проверку впервые и заметно волнуется – при максимальном нормативном значении СО 3,5% газоанализатор показывает целых 5.

– У вас что-то с аппаратом, – говорит водитель. – Полгода назад купил – хорошая машина…

Замер производится еще раз. Хозяин авто внимательно следит за движением контрольной стрелки:

– То есть даже до двушки не дотянула? Экологию не нарушаю, получается?

Да, результат приемлемый.

– Отправьте эту бумагу (ведомость, в которой фиксируются результаты измерений. – Прим. авт.) московским чиновникам, которые правый руль хотят убрать, – радостно улыбается Александр. – 20 лет скоро машине будет, а она экологически чистая!

Инспекторы замечают – иномарки комплектуются электронной системой впрыска топлива, обеспечивающей их высокую экологичность вне зависимости от возраста. «Охота» экологов ведется преимущественно на «Жигули» и «Москвичи», у которых чаще обнаруживается превышение по СО.

…Петр ни в какую не хочет подвергнуть свою «четверку» экспертизе:

– Техосмотр проходишь, а потом еще раз, что ли?

– У вас машина карбюраторная, а карбюратор – штука капризная, нужно постоянно проверять, – поясняет инспектор Кирилл Бурков. – Проверки нужны не только для чистоты города, но и полезны прежде всего для водителей.

– То есть добровольно на штраф в 100 рублей? – иронизирует Петр, но на проверку все же соглашается.

Стрелка ложится на отметку 2,8%. В норме. «Четверка» срывается с места…

Порой осуществить экспертизу мешает не только водительский норов, но и конструктивные особенности их транспортных средств. Так, синий «ЗиЛ» с оранжевой цистерной «Огнеопасно» удивил инспекторов не только отсутствием ручного тормоза, но и самодельным решетчатым колпачком на глушителе.

– Видел, какая защита от экологов? – Кирилл пытается просунуть конец трубки газоанализатора в маленькое отверстие.

Лаборатория показывает 1%.

– Хоть что пишите – машина государственная! – щербато улыбается пожилой шофер.

Правильный уход – чистый выхлоп

Инспекторы департамента отмечают: главный залог чистого выхлопа все-таки правильный уход за автомобилем. И даже у пожилой советской колымаги концентрация СО в выхлопе может быть минимальной.

…Синим «Москвичом» АЗЛК аж 1981 года выпуска контролеры любуются – чистенький, работает как часы.

– Красивая машинка, – восхищается инспектор Анна.

– Поэтому и решили остановить? – смеется хозяин Григорий Иванович.

Его «Москвич» проверяют уже не впервые. Последний раз – около 1,5 месяца назад – прибор показал 2,5%.

– Не должно было быть выше 4,5%, а у вас всего 2, – говорит Анна. – Спасибо вам большое!

Всего за время рейда проверили 10 автомобилей. Результат – ноль превышений по СО. Но экологи ничуть не расстроились. Ведь главная цель операции «Чистый воздух» – не выискать и наказать проштрафившегося водителя, а показать ему, что необходимо следить за автомобилем и ответственно относиться к природе.

 

Операции «Чистый воздух» проводятся в Томске с 2009 года. Частотность экологических рейдов – 2–3 раза в месяц в течение всего летнего периода. Каждый раз проверяется 10, иногда 20 машин. За лето 2010 года было зарегистрировано 40 случаев опасно высокого содержания СО в выхлопе, текущим летом на нарушении экологических норм попались16 водителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + 3 =