Наступить на вилку

Переход промышленности на собственную генерацию электроэнергии может ударить по кошелькам граждан

На следующей неделе члены МПО работодателей Томской области соберутся на заседание, посвященное строительству локальных источников электроэнергии на производствах. Как стало известно «ТН», уже несколько крупных предприятий рассматривают (а некоторые и реализуют) такие проекты. Просчитывает возможность перехода на самообеспечение «Томск­водоканал», всерьез интересуются темой «Манотомь», «Контур», «Сиб­электромотор» и «Томские мельницы», а «Микран» и Томский кабельный завод уже работают над проектной документацией и заказывают оборудование.

– Думаю, установка тригенерации по производству электричества, тепла и холода заработает у нас уже в этом году, – сообщил «ТН» Виктор Гюнтер, генеральный директор НПФ «Микран». – Оборудование стоимостью около 90 млн рублей на 2 мВт полностью обеспечит электроэнергией, обогреет и кондиционирует производственное здание в 15 тыс. кв. м. А наши затраты на энерго­обеспечение снизятся вдвое.

– Конечно, на самом деле малая генерация – это бред, она по определению менее интересна, чем большая, – категоричен генеральный директор «Сибэлектромотора» Константин Нотман. – Но разве 60-процентная (!) транспортная составляющая в тарифе на электроэнергию – не безумие? А перекрестное субсидирование, переложившее на плечи промышленности основную тяжесть платы за потраченную населением энергию? Государство, владелец сетей, оказалось бездарным управленцем – именно из-за этого предприятиям выгодно переходить на собственную генерацию. И если это сделают большинство крупных энергопотребителей, вся тяжесть тарифа (и неумеренных затрат энергетиков!) неизбежно ляжет на население.

Больная транспортировка

Возвращаться к «натуральному хозяйству» промышленников заставляет экономическая реальность: за последние три года цена электроэнергии для них выросла вдвое. Особенно болезненным стал тарифный скачок этого года, увеличивший для многих энергозатраты сразу на 35-40% – до 3,5 рублей за кВт (предприятиям-членам МПО это обошлось примерно в 500 млн руб.).

В структуре этого тарифа доля генерации электричества – около рубля, а его транспортировка более двух рублей. Промышленные потребители сетуют на избыточные претензии энергетиков по части инвестпрограмм и заложенной в них скорости возврата инвестиций. «Просто сети очень уж протяженные и ветхие», – парируют апологеты этих программ.

Итог: изначально крупная генерация ТГК-11 примерно на треть дешевле «самоварной» (так на сленге промышленников называются локальные источники), но промышленным потребителям выгоднее отказаться от нее: выигрыш за счет ликвидации транспортных затрат. И не только.

Перекрестная нагрузка

В советские времена население платило за киловатт 4 копейки, а предприятия – 2. Дело не в дешевизне, а в соотношении: себестоимость поставки многих мегаватт в цеха предприятий по сетям высокого напряжения куда меньше, чем доставка киловатт в квартиры по сетям низкого. Но в голодные 1990-е родилось перекрестное субсидирование: искусственное занижение тарифа для граждан, компенсируемое за счет завышения его для предприятий.

– Сейчас около 60% потребленной населением энергии оплачивает промышленность – благодаря искусственному, вдвое ниже себестоимости, тарифу коттеджи становится выгоднее отапливать электричеством, а не газом, – сетует Кирилл Новожилов, президент Межотраслевого производственного объединения работодателей Томской области. – В итоге энергопотребление из года в год растет. А чем больше потребление, тем больше нагрузка на промышленность. Мы предлагали ввести социальные нормы и компенсировать пенсионерам и малообеспеченным затраты в пределах этой нормы – чтобы не платить за тех, кто коттеджи электричеством отапливает… Ну нельзя одно дотировать другим и таким образом строить квазиэкономику. Социалистических методов управления в рынке быть в принципе не может…

Перекрестное субсидирование правительство обещало отменить еще к 2000 году, но вместо этого «вилка» тарифов для населения и бизнеса ежегодно только увеличивалась, – говорят промышленники. Увы, у власти не хватает смелости честно объявить гражданам, что электроэнергия стоит 3 или 4 рубля, а не рубль с копейками, и она продолжает вести политику социального заискивания.

Сценарный план

Названные восемь предприятий, задумавшиеся об энергонезависимости, – это серьезная доля энергетического рынка Томска. Если несколько крупных потребителей действительно уйдут в «автономку», «перекрестная» нагрузка на оставшиеся предприятия возрастет кратно, и они, по всей видимости, будут вынуждены последовать примеру «пионеров».

Ведь, как говорят промышленники, технически поставить собственную генерацию – дело нехитрое. Под выгодный проект любой банк даст деньги, энергоустановки контейнерного типа продают и в лизинг. А в последние месяцы появились предложения от крупных столичных и питерских фирм: они берутся инвестировать в локальные установки стопроцентно свои средства – с тем чтобы получившее их предприятие в будущем платило за энергию по сегодняшним ценам. Без ежегодного повышения тарифа. Ведь в нем – и быстрая окупаемость, и прибыль, – считает бизнес.

При реализации такого сценария перекрестное субсидирование и отменять не придется: все непомерные затраты энергетиков просто лягут на население. И тариф может вырасти до 6,5–7 руб­лей за кВт в течение двух–трех лет – этот прогноз был озвучен не одним собеседником «ТН»…

Кому тогда будет нужна обновленная в рамках инвестпроектов энергетическая инфраструктура?

Сказано

Виктор Гюнтер, генеральный директор НПФ «Микран»:

– Тригенерирующую установку для нас изготавливает фирма из Санкт-Петербурга, – насколько я знаю, за Уралом подобной нет. Одна из причин перехода на автономное энергообеспечение – никудышное качество поставляемой электроэнергии. Из-за перепадов напряжения современное оборудование с ЧПУ, вся автоматика-электроника постоянно «вылетают»…

 

Кирилл Новожилов, президент МПО работодателей Томской области:

– Единственный фактор, который позволял оставаться российским, в том числе томским, товаропроизводителям конкурентоспособными, цена на энергоресурсы, поскольку стоимость сырья, материалов, оборудования на внутреннем рынке давно превысила мировые цены. Но резкий скачок тарифа на электроэнергию для оптовых потребителей поставил промышленные предприятия в условия, заведомо проигрышные. Мы потеряли последнее конкурентное преимущество.

 

Максим Лоос, главный инженер ТПО «Контур»:

– Технически перейти на альтернативный способ энергообеспечения – проблем нет. И это будет экономически выгодно, пока у нас будет сохраняться Монополизм Энергетиков – именно так, с большой буквы. Но чтобы альтернативная энергетика стала по-настоящему эффективной, нужны новые законы в области энергорегулирования. Например, позволяющие организовать параллельное энергообеспечение: часть энергии на постоянные нужды брать из сети, часть производить самостоятельно по мере надобности. Пока ни одно из томских предприятий такого разрешения, насколько я знаю, не получило…

 

ТПО «Контур» производит локальные газопоршневые и газотурбинные установки по производству электроэнергии и тепла мощностью от 1 до 10 мегаватт с 2000 г. – в год примерно на 50 мВт. В основном они расходятся по другим регионам. В последнее время интерес к этой продукции усилился, отмечает главный инженер «Контура» Максим Лоос.

 

Кстати

В свое время перекрестное субсидирование в водоснабжении привело к тому, что предприятия пробурили собственные скважины и отказались от услуг «Томскводоканала». Поэтому сегодня в структуре его потребителей 85% занимает население и только 15% – предприятия и организации (в отличие от регионов-соседей, где выдерживается соотношение 50 на 50). В итоге фактически вся себестоимость водоснабжения легла на население.

– Ровно к тому же сейчас полным ходом идет и энергетика, – уверен Кирилл Новожилов.

Некоммерческое партнерство «Межотраслевое производственное объединение работодателей Томской области» (МПО) включает в себя 30 крупнейших промышленных предприятий области, в которых занято около 35 тысяч человек.

До реформы РАО «ЕЭС России» производством и транспортировкой электроэнергии в регионе занималось одно предприятие – «Томскэнерго». Сейчас в отрасли работают шесть компаний с разными собственниками. С 2005 года потребление электроэнергии в области увеличилось с 8455 млн кВт/ч до 9 051 млн кВт/ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + десять =