Минфин нашел способы компенсации выпадающих доходов и смягчения социального разрыва

Окончательное решение о снижении страховых взносов на два следующих года принято 5 сентября на совещании у президента Дмитрия Медведева. С 2012 года они будут снижены с 34 до 30% (для неторгового малого бизнеса – с 26 до 20%). С другой стороны, Минфин предположил установить своего рода налог для богатых. То есть зарплаты свыше 512 тыс. рублей в год будут облагать ставкой 30 плюс 10% на «хвостик» – сумму, превышающую порог доходов. Любопытно, что примерно в то же самое время с аналогичной инициативой выступил известный миллиардер Уоррен Баффетт, предложивший американскому конгрессу повысить налоги для богатейших американцев.

О том, к чему могут привести изменения в налоговом законодательстве, размышляют эксперты «ТН».

Много непонятного

– Здесь пока много непонятного. Главный вопрос – идет ли речь о начисленной заработной плате, с которой снимается еще и подоходный налог (НДФЛ – 13%), или той, которая выдается на руки?

Да, при повышении налогового бремени всегда существует опасность, что зарплата может уйти в тень. Руководители предприятий вынуждены либо снижать издержки, либо сокращать зарплату, либо перекладывать каким-то образом расходы на самого сотрудника, либо сокращать штат. Однако мы помним, что те же самые разговоры шли, когда правительство подняло страховые взносы до 34%, но перечисления в областной бюджет от НДФЛ не уменьшились.

Думаю, все эти предложения вызваны тем, что сегодня бюджет уже не в состоянии покрыть расходы Пенсионного фонда. Чтобы заткнуть все дыры, необходимо что-то менять в налогообложении. И весь вопрос в том, затронет ли эта реформа жителей Томской области, в которой средняя начисленная заработная плата составляет около 21 тыс. рублей.

Осторожная разведка

Михаил Гребенников, управляющий Томским отделением № 8616 ОАО «Сбербанк России»:

– В целом я одобряю попытки сбалансировать систему налогообложения при условии, что она будет понятной и прозрачной. Ведь главная проблема не в повышении или снижении налогового бремени, а в недоверии к бюджетной системе. У людей нет уверенности, что их деньги будут направлены на дело, а не попадут в чей-то карман.

Плоская шкала доходов, где каждый платит одинаково независимо от уровня дохода, постоянно подвергалась критике. Думаю, снижение ставки социального налога с 34 до 30% было неотвратимо, поскольку эту идею лоббировал президент. Понимая это, Минфин искал способы компенсировать выпадающие доходы.

Главный смысл этих рекомендаций – смягчить социальный разрыв. Конечно, прежде всего, эта реформа выгодна Москве как единственному финансовому центру России, где сосредоточены огромные прибыли. Но и для Томской области, где социальный разрыв, пусть и не такой сильный, но все же есть, этот вопрос актуален. Разрыв в доходах неоправданно большой. Наши бюджетники, работающие в детсадах, школах и больницах, получают в разы меньше, чем работники ряда отраслей частного сектора, и это вызывает социальное недовольство. Сегодня мы пытаемся решить проблему нехватки мест в детских садах, но проблема нехватки воспитателей так и остается нерешенной.

Уоррен Баффетт не случайно выступил с предложением ввести налог на сверхдоходы: он понимает, что миллиардные прибыли, которые не оседают в бюджете, разрушают мир, в котором он живет, разрушают социальное равновесие.

Сейчас трудно сказать наверняка, как отреагирует экономика на эти поправки в Налоговый кодекс. Да, возможно, ряд предприятий в сфере малого бизнеса будет искать лазейки ухода от налогообложения, выдавая зарплату в конвертах, в акциях, дивидендах, страховых выплатах. И это неизбежно на первом этапе проведения любой налоговой реформы.

Но региональный бюджет от этой реформы, безусловно, выиграет (если полученные излишки впоследствии не заберет Москва) – «дочки» крупных госкорпораций, работающие на территории области, не смогут уйти от налогообложения. Прежде всего, речь идет о нефтегазовом и банковском секторе. С другой стороны, всегда есть опасность, что дифференциация налогообложения вызовет искусственное ограничение роста зарплат или сокращение работников в ряде предприятий.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать + 7 =