Приведут ли поправки в антимонопольное законодательство к раскрепощению рынка?
В сентябре Госдума в первом чтении приняла третий антимонопольный пакет поправок, который, по словам главы ФАС России Игоря Артемьева, существенно упростит работу бизнеса и «усилит ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства». Поправки разрабатывались при участии зарубежных коллег, что говорит об ориентации на западную правовую систему.
– Наше государство готовится к вступлению в ВТО, поэтому нас интересует защита конкурентных основ экономики страны, – пояснил руководитель томского управления ФАС России Владимир Шевченко и прокомментировал некоторые предполагаемые изменения в законодательстве.
Что предлагается
= Увеличение пороговых значений стоимости активов для необходимости предварительного согласования сделок – с 3 до 7 млрд рублей, оборота – с 6 до 10 млрд рублей.
– У нас в Томской области есть всего две прописанные здесь структуры, вынужденные ходить к нам с ходатайствами на совершение сделок такого масштаба. Теперь же этого не будет.
= Существенное сокращение количества обязательных документов на совершение сделки. ФАС сможет выдавать предостережения о возможном нарушении.
– Простое письмо, предупреждающее участников рынка о том, что их действия могут нарушить антимонопольное законодательство, может возыметь большой эффект и может предотвратить это нарушение.
= Запрет всех платных услуг, которые не установлены в федеральном законодательстве, но иногда применяются чиновниками на местах.
– Коммерциализация госуслуг опасна, она выдавливает предпринимателя. Мы уже сталкивались с этим.
= За злоупотребление доминирующим положением без ограничения конкуренции предприятия могут наказываться не оборотным (1–15% с годового оборота), а фиксированным штрафом (до 1 млн рублей). Все остальные нарушения предприятий, в том числе и картельные сговоры, наказываются штрафом с годового оборота.
= Добавить в законодательство статью о манипулировании ценами на оптовом и розничном рынках.
– Самого понятия «манипулирование ценами» прежде не было. Мы ввели его в оборот, когда пытались работать на ощупь. Сейчас понятие «манипулирование ценами» расписано в Кодексе об административных правонарушениях и дано его определение. Это изменение в законодательстве сильно ограничит ценообразование в области энергетики.
= Уточнение критериев определения монопольно высокой цены товара. В частности, для повышения объективности оценки ФАС цены товара, установленной доминирующей на рынке компанией, предусматривается соотнесение этой цены с биржевой. Кроме того, при определении монопольно высокой цены могут учитываться и внебиржевые индикаторы цен, «установленные на мировых рынках».
– Мы еще не до конца рыночная страна. Одни говорят, что предпринимательство должно быть свободным, другим свободный рынок даром не нужен, а нужны стабильные цены, отсюда противоречие. Я думаю, рыночная экономика еще не до конца укрепилась в нашем менталитете. К примеру , мы еще не готовы к тому, что цена на заправках может меняться каждый день. ФАС уже давно пытается доказать необходимость применения формулы справедливой цены на ГСМ (и не только ГСМ), опираясь на биржевые цены, зарубежные цены и другие критерии.
= Расширяются полномочия ФАС по контролю за госзакупками. Предусматривается возможность предписаний в адрес организаторов электронных торгов, нарушивших антимонопольное законодательство. ФАС получит право аннулировать итоги торгов.
– Минэкономразвития подготовило законопроект о федеральной контрактной системе. Там речь идет в том числе и об электронных торгах. Но там прописаны только общие нормы и нет четких механизмов регулирования. Фактически законопроект носит декларативный характер. Он не дает ответы на вопросы, как нам закупать, чтобы избежать коррупционных моментов. Пока же ФАС решает подобные проблемы, оглядываясь на судебные решения по аналогичным спорам и используя тактику прецедентного случая.
***
Ожидается, что окончательно третий пакет поправок будет принят до конца года.