Главный финансовый документ года рассмотрен на заседаниях четырех комитетов областного парламента и вынесен на общее собрание Думы 29 сентября для принятия в первом чтении.
Жилье молодым пока заморожено
Первыми к обсуждению документа приступили депутаты правового и экономического комитетов Думы.
Борис Мальцев на заседаниях заострил внимание коллег на трех проблемах. Во-первых, по его мнению, выделенных средств в бюджете будущего года на поддержку участников долевого строительства недостаточно.
– Это требует самого серьезного обсуждения и внимания, ведь с высоких трибун было заявлено, что в 2012 году проблемы дольщиков будут решены, – отметил спикер.
Во-вторых, выплаты по соцподдержке в 2012 году из федерального бюджета резко – практически в два раза – сократятся, и эти обязательства тяжелым бременем лягут на бюджет региона. В-третьих, муниципалитеты, по словам председателя Думы, по-прежнему остаются финансово бесправными: в районах, считает Борис Мальцев, должно оставаться больше собственных средств.
Ирина Никулина спросила, почему в следующем году не предусмотрено финансирование целевой программы по обеспечению жильем молодых, а в 2013 и 2014 деньги выделены?
Николая Середу интересовали перспективы строительства Северной широтной дороги. Александр Терещенко затронул вопрос газификации, деньги на нее запланированы только одному муниципальному образованию – городу Томску, а интересы других территорий не учтены. Геннадий Сергеенко уточнил региональную составляющую поддержки сельхозпроизводства.
Меньше бюрократии, больше дела
Завершили дискуссию по бюджету члены еще двух комитетов – по труду и социальной политике и бюджетно-финансового.
Виталий Маркелов, процитировав фразу из текста проекта бюджета о том, что «в области создается благоприятная среда для организации инвестпроектов», перешел к примерам из реальной жизни.
– Мы второй год пытаемся оформить землю в Томске под газовые заправки. В результате нам приходится делать это в других областях. Существующие административные барьеры снижают привлекательность региона.
И, кроме того, страдает доходная часть бюджета, – заметил депутат от Северного округа. – Каким образом власть собирается работать в этом направлении?
Владимир Кравченко уточнил, предусматривается ли участие в федеральных проектах «Земский доктор», по ипотеке для молодых учителей, какая дополнительная нагрузка может лечь в этом случае на региональный бюджет. Также его интересовал опыт других регионов СФО в плане распределения структуры расходов бюджета:
– У нас две трети идет на заработную плату и меры социальной поддержки и только одна треть – на развитие. Как другие субъекты планируют свой бюджет?
Вопрос Екатерины Собканюк касался сферы ЖКХ. Депутат пояснила, что в Томске очень много жилых домов, которым 40 и более лет.
– Самая большая проблема в этих домах – протекающая кровля и состояние внутренних сетей – систем отопления, водоснабжения, канализации. Как стало известно, Федеральный фонд содействия ЖКХ, откуда мы получали субсидии, упраздняется. Как область будет решать эту проблему? – интересовалась депутат.
Галина Немцева спросила о дошкольном образовании, а именно о создании дополнительных мест в детсадах. На эти цели в бюджете заложено более 800 млн рублей, а самой программы, то есть что именно предстоит сделать, в свободном доступе нет. Еще один вопрос депутат задала по поводу выделенных средств на социальную адаптацию детей-сирот.
– В бюджете отражения этих трат почему-то нет, – уточнила Галина Немцева.
Недофинансированный приоритет
Олег Громов говорил о дорогах. Он отметил, что согласно опросам населения это первая проблема, которую называют люди.
– Однако распределение субсидий местным бюджетам на дорожную деятельность по сравнению с текущим годом увеличивается всего на 3,2%, то есть наказ фактически не выполняется, – высказал свое мнение депутат.
Николай Вяткин уточнил, планирует ли исполнительная власть в 2012 году увеличить зарплату учителям до уровня средней в экономике региона, тем более что по этому вопросу есть решение правительства. Напомним, довести заработную плату педагогов до средней по региону власти намеревались в течение трех лет и закончить повышение в 2013 году.
Подытоживая рассмотрение бюджета, Олег Громов сосредоточился в своем выступлении на трех проблемных моментах. Первое: повышение заработной платы бюджетников для каждого отдельно взятого человека кардинально вопрос не решает, так как эта прибавка несущественна.
– Такие вопросы мне задают, что на них я должен ответить? – задал в свою очередь вопрос парламентарий.
Второе – дороги. Депутат заявил, что неправильно и нереально за счет местных бюджетов приводить в порядок дороги внутри поселения.
– Недавно я был в Новоархангельском, – рассказал Олег Громов, – по центральной улице проехать не мог.
Третье – благоустройство. Для муниципалитетов это очень серьезная проблема, которую нужно решать вместе.
На собрании Думы депутаты должны будут определиться с составом согласительной комиссии, которой и предстоит дорабатывать законопроект ко второму чтению
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Деньги подсчитаны, приоритеты расставлены
По предварительным оценкам проект бюджета на 2012 года будет бездефицитным, то есть расходы составлены в пределах доходов. Прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета – 35 542 422,4 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 29 883 964,3 тыс. рублей и безвозмездные поступления в сумме 5 658 458,1 тыс. рублей.
Областной бюджет будущего года сохраняет выраженную социальную направленность – на соцсферу запланировано 64% расходов.
На образование будет направлено 7,2 млрд рублей. Приоритет – обеспечение условий для получения качественного образования.
Такую же сумму получит здравоохранение. Во главу угла поставлено выполнение региональной программы модернизации отрасли. В этом случае из Федерации в область дополнительно придут 3 млрд рублей.
В сфере социальной политики объем ассигнований составит 7,3 млрд рублей, на представление мер социальной поддержки будет потрачено 5,9 млрд рублей.
На господдержку реального сектора экономики направят 4,4 млрд рублей. На сельское хозяйство – 1,2 млрд, где появляются четыре новые формы поддержки: субсидии на вовлечение в оборот земель сельхозназначения, агрохимическое обследование земель сельхозназначения, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель и развитие инженерной инфраструктуры в сельскохозяйственном производстве.
На инновационное развитие области выделяется 350 млн рублей, из них большая часть пойдет на ТВЗ. На поддержку инновационной инфрастуктуры, развитие инновационного бизнеса, создание новых высокотехнологичных производств запланировано 75 млн рублей.
41 млн рублей выделен на субсидии малому и среднему предпринимательству.
В проекте бюджета предусмотрены средства на индексацию фонда оплаты труда бюджетников на 6%. В итоге фонд оплаты труда работников бюджетной сферы увеличится на 1,8 млрд рублей.
КСТАТИ
Упало на регион
Определенные риски и напряжение для областного бюджета создает изменение федерального законодательства по разграничению полномочий и изменение налогового законодательства. Так, финансирование полиции общественной безопасности перешло на федеральный уровень, зато взамен мы получаем шесть федеральных учреждений среднего профобразования. Также за регионом закрепляются полномочия по выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью и части обязательств по занятости населения.
Федерация прекращает софинансирование ряда расходных полномочий области по выплатам мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и др.
Произошли изменения и в налоговом законодательстве. Реформируется денежное довольствие сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. В связи с этим по расчетам мы должны по итогам года получить 300 млн рублей дополнительно по НДФЛ. В то же время идет снижение ставок по транспортному налогу. Кроме этого, изменяются акцизы на алкогольную продукцию, на уровень Федерации переходит оплата госпошлины за регистрацию транспортных средств и административное правонарушение в области дорожного движения. Эти доходы раньше шли в бюджеты муниципальных образований. В целом баланс по передаче полномочий для Томской области получается отрицательный – в сумме 800 млн рублей.