Проблемы строительного контроля закладывают мину замедленного действия, говорят участники рынка

В субботу, 8 октября, Институт неразрушающего контроля ТПУ отметит День качества: студенты рука об руку с томскими производителями самых разных товаров пройдут в колоннах с транспарантами, в аллее около одного из учебных корпусов посадят деревья. Традиция стара – ей уже около 20 лет. Но проблема качества еще старше. И с каждым днем острее. Например, при строительстве.

«Система контроля разрушена»

– Иногда вызывают нас на сдачу объекта. Приезжаем с молотком и ультразвуковым прибором для проверки неразрушающим методом и видим: это не фундамент… И такие вещи повторяются многократно, – рассказывает директор компании «Оргтехстрой» Вячеслав Терентьев.

По словам Терентьева, не так давно одно крупное предприятие запороло большую партию бетона – получилась марка 160 вместо марки 200 (причем уже на полном наборе прочности). При этом паспорта качества были в полном порядке.

– Самое интересное, что, получив от нас результаты анализа, строители, которые его заказывали, чаще всего начинают просить, чтобы мы не поднимали шума, чтобы как-то спустить все это на тормозах, поправить потихоньку. Оно, в общем-то, понятно: над ними сроки, заказчик…

Система строительного контроля практически разрушена, уверен Терентьев. Она упала на уровень прикрытия справками. Поставщик, выдав паспорт качества, спокоен – ему до лампочки, как уложат бетон. Тот, кто укладывает, тоже не беспокоится: у него есть паспорт от производителя. По сути, оба прикрываются бумажкой.

Вообще, бетон – это всегда кот в мешке: ни марку, ни доставленный объем на глазок не определишь, обмануть клиента или накосячить может и производитель, и перевозчик, и застройщик. Или все вместе.

По мнению директора «Оргтехстроя», около 20% бетона, ложащегося в фундаменты зданий, не соответствует заявленной марочности:

– Это мина замедленного действия…

Летний бетон

Можно заказать анализ бетона в том же, к примеру, аккредитованном «Оргтехстрое» или в лаборатории ТГАСУ – образец там будут прессовать, замораживать-размораживать… Результат – только через месяц. К этому времени и без анализа все может стать ясно.

– Как только фундамент нагрузили или наступила зима, низкое качество сразу проявится, – поясняет Игорь Торопов, руководитель компании «Стройсервис».

– Некачественный бетон и без нагрузки на следующий год потрес-

кается, – говорит директор СП «Томский бетон» Виталий Ким.

Оба руководителя сходятся в одном: проблема не соответствующего заявленной марке бетона свойственна мелким и сезонным производителям, а не крупным предприятиям, у которых налажен контроль и есть собственные лаборатории.

– Мы и еще четыре предприятия делаем бетон и раствор круглогодично, остальные работают только летом, – рассказывает директор «Томского цемента». – То есть они за полгода должны прибылью отбить потери от будущего простоя. Мы работаем на пределе рентабельности – стоимость самого ходового бетона 2 380 руб-

лей за кубометр, а у других я встречаю ценник до 2 180 рублей. Некоторые БРУ, чтобы удешевить продукцию, идут на сделку с совестью и не докладывают цемент.

От демпинга летних конкурентов, по мнению Виталия Кима, страдают прежде всего потребители: если бетон месят лопатой гастарбайтеры, накладные расходы, конечно, меньше. Но какое может быть качество?

– Качество бетона и на серьезном предприятии от смены зависит – от человека, который сидит «на кнопке» и дозирует количество фракций, инертных материалов, цемента, воды, – поясняет Вячеслав Терентьев. – Если вы видите, что с БРУ в выходной или ночью выезжают КамАЗы с бетоном, это значит, завтра днем заказчики недополучат нормального материала. И это, увы, практикуется…

Проблемные миксеристы

Впрочем, и предприятия, делающие качественную продукцию, не застрахованы от подлога.

– У перевозчиков ценник бывает ниже, хотя себестоимость перевозок примерно одна. На чем можно сэкономить? На кубатуре или подмене марок. К примеру, вместо марки 250 вам могут привезти марку 200, которая на 270 рублей дешевле. Умножьте на 20 кубов – приличный навар, – поясняет Виталий Ким.

– Жулики есть везде. Если перевозчик выписывает у меня не пять кубов марки 200, а 4,7 марки 100, это всегда наводит на подозрения, – солидарен Игорь Торопов.

Заметим: назначая цену доставки, частные перевозчики ориентируются прежде всего на ценник «Томского цемента», имеющего девять машин.

– В начале года, чтобы завести большие объемы на себя, мы минимизировали прибыль, закрепив ее на нижней планке. Это всем не понравилось… Звонят, просят поднять цену. Но я на это не иду, – поясняет Виталий Ким.

Перевозчики (просили не называть их) уверены, что проблема подмены марок гораздо масштабней, чем многие думают. Миксеристы примерно представляют, кто возит не тот бетон, меньшей кубатурой. Частники, старающиеся работать добросовестно и сохранить репутацию, очень обеспокоены.

– Когда начинает демпинговать большое предприятие, снижая цену доставки, оно разрушает рынок. Перевозчики, которым совесть позволяет жульничать, легко подстраиваются – они-то свое возьмут. Получается нездоровая конкуренция, выдавливающая с рынка добросовестных поставщиков услуг, – пояснила одна из предпринимательниц и добавила: – Мы еще как-то держимся за счет наработанной клиентуры, которая доверяет нам, но все равно стало очень тяжело…

Горячий след

Рецепт лечения проблемы, по мнению перевозчиков, прост и сложен одновременно: нужно, чтобы вместе с бетоном заказчик получал полный пакет документов, а производитель в паспорте качества записывал марку, кубатуру, число и время отпуска товара. Сложность в том, как убедить всех клиентов требовать эти документы у миксеристов…

– Путь бетона до конечного потребителя отследить не всегда возможно, – говорит Торопов, – Но мы всегда можем отследить, кто у нас грузился, когда и чем. У нас есть камеры, отгрузка и учет автоматизированы – можно ответить на все вопросы заказчика.

– Мы даже ввели паспорта с голограммой, потому что прежде нередко сталкивались с нарисованными печатями, копиями старых паспортов, – рассказывает Виталий Ким. – Сейчас я периодически обзваниваю объекты – проверяю, какие заказчику от нас паспорта привезли.

Чтобы позиционировать себя на рынке и помочь потребителям, на «Томском цементе» даже ввели бесплатную услугу – лабораторную проверку купленного у стороннего поставщика бетона: по звонку специалист выезжает, берет жидкий образец – через неделю станет более-менее ясно, какая марка ожидается, окончательный результат будет готов через 28 дней.

– Так по горячим следам можно недобросовестного поставщика зацепить, а потом уж претензию писать и обращаться в суд, – советует директор.

Перевозчики уверены, что проблема подмены марок гораздо масштабней, чем многие думают. Миксеристы-частники, старающиеся работать добросовестно и сохранить репутацию, очень обеспокоены

 

СКАЗАНО

Вячеслав Терентьев, директор ООО «Оргтехстрой»:

– Мы выезжаем на объекты только по заявке застройщика. Строители приглашают лабораторию выборочно: из тысячи кубов бетона, бывает, проверяют лишь четыре – деньги за анализ платить никому не хочется. Иногда зовут уже после того, как фундамент посыплется…

Стоимость постоянного контроля должна быть заложена в цену объекта – это десятые доли процента! Но заказывать проверки лабораториям и получать результаты логичнее все же не застройщику, а Технадзору.

Считается, чем больше лабораторий, тем лучше. Их сейчас десятки. А настоящего контроля качества нет.

Снижение стоимости лабораторных испытаний разрушает этот рынок. Приехать на объект, взять пробы, привезти, сделать «кубик», прессовать его, в течение 40 дней замораживать-оттаивать и получить за эту работу 1,5 тыс. рублей – это нормальная цена?

Система множества ООО, подрядчиков-субподрядчи-ков в строительстве начисто размывает ответственность. Конечная ответственность за ненадлежащее качество в строительстве может возникнуть через год или 20 лет – когда упадет здание, что-то развалится…

Но потом – это все равно, что никогда. Все живут сегодняшним днем.

 

Игорь Торопов, руководитель ООО «Стройсервис»:

– Томский рынок бетона и раствора достаточно многообразен и свободен. Нет давления сверху. Большой частный сектор. Конкуренция заставляет и качество повышать, и услуги расширять. Раньше люди покупали отдельно гравий, песок, цемент и сами мешали, сейчас покупают товарный бетон, заказывают бетононасосы. Услуга развивается.

В мировой практике заво-ды-производители не только доставляют бетон клиенту, но и часто укладывают его сами. Это логично: только так можно отвечать за конечное качество.

 

Виталий Ким, директор СП «Томский цемент»:

– Мы ведем свою историю с 1950-х годов, производим раствора и бетона больше всех в Томске, возим на самые ответственные объекты – «Партнер-Томск», ледовый дворец, «Метро», собираемся заливать «Изумрудный город» и бассейн. И портить репутацию некачественной продукцией нам нельзя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 15 =