На этой неделе наметилась некоторая подвижка в решении вопроса по новой системе госзакупок: на совещании у премьера 3 октября было принято предварительное решение в пользу нового законопроекта о федеральной контрактной системе, а не реформе старого 94-ФЗ. То есть в длительном бодании ФАС и Минэкономразвития победу одержало ведомство Эльвиры Набиуллиной. В вопросе почти поставлена точка: пресс-секретарь Путина уточнил, что 11 октября у президента состоится совещание, на котором должен быть рассмотрен уже только один вариант развития событий.
Напомним: законопроект, реформирующий систему госзакупок, должны были внести 1 октября, но Минэкономразвития и ФАС никак не могли договориться, поэтому срок отодвинули до 1 ноября.
Что бы вы изменили в системе госзакупок? Этот вопрос «ТН» задали своим экспертам.
Закон объективно вредный
Вячеслав Терентьев, директор ООО «Оргтехстрой»:
– 94-ФЗ – бедствие в масштабе страны. Во-первых, ни один конкурс не проходит честно. Во-вторых, из него по определению первым выбывает тот, кто реально представляет себе технологический процесс, кто намерен сделать все, как надо. А выигрывает тот, кто немыслимо демпингует. Потом он, конечно, возьмет с заказчика те деньги, которые реально стоит объект, или даже больше, корректируя в ходе работы проект, меняя объемы, указывая заказчику на ошибки или вскрывшиеся в процессе проблемы (вспомните историю с ремонтом коммунального моста).
Опытные руководители компаний, умеющие сыграть на недостатках системы, предполагают заранее, что конечная цена окажется гораздо выше, а потому смело демпингуют. Да все, включая заказчика, понимают заранее, что так и будет. Но делают вид. Отчитываются о полученной экономии. А качество получают при этом очень низкое, поскольку часто пропускают необходимые технологические действия, оправдывая себя низкой ценой и необходимостью экономить. Отсюда – ямы на новых дорогах, смытое покрытие, трещины… 94-ФЗ – объективно вредный для страны закон. Отменять его надо.
Правила должны быть более вариативными
Максим Савенков, директор томского Хобби-центра:
– Когда четыре года назад мы принимали решение об участии в пилотном проекте по автономному учреждению (АУ), одним из важных аргументов «за» было то, что на АУ не распространяются требования 94-ФЗ.
Думаю, проблема в том, что 94-ФЗ написан под очень крупных заказчиков. Если бы все карандаши и всю бумагу для учебных учреждений централизованно закупало Министерство образования или хотя бы областной департамент, 94-ФЗ был бы неплох. Потому что это очень крупный заказ стандартизированного товара. Но под действие закона попали учреждения, которые покупают понемногу, часто и не всегда стандартизованно: костюмы, декорации, музыкальные инструменты, программы, фонограммы… Временные и организационные издержки закона напрочь перекрывают все потенциально возможные выгоды.
Я бы вывел все мелкие закупки из-под действия 94-ФЗ. Дал бы возможность учреждениям разработать и использовать собственные процедуры исходя из своей специфики. У строительной организации и детского театра не может быть одинаковых механизмов обеспечения эффективности и прозрачности, а значит, и нормативные акты должны быть локальными.
Мне кажется, что по отношению к 94-ФЗ у людей сложилось устойчивое негативное отношение. Принятие нового закона позволит снять это предубеждение.
Проект, который вносит Минэкономразвития, более вариативен. Правила должны быть, но не такими зарегулированными и универсальными для всех. Очень важная позиция в проекте Минэкономразития – инструмент общественного контроля, открытость, прозрачность. Этого не хватало 94-ФЗ. В проекте нового закона, насколько я понимаю, ценовое требование не стоит на первом месте. Сейчас мы выбираем лучшую цену при прочих равных условиях. Но, может, важнее выбирать лучшее качество при одной цене? Вопросы гарантии поставщика, его репутации и в конечном итоге разумности закупки – все это вещи тонкие, но чрезвычайно важные для субъектов.
В случае с АУ учреждение само вырабатывает процедуры для закупок. И мы, кстати сказать, проводим такую процедуру, когда речь идет о крупных контрактах: даем объявление на сайте и в газете о том, что ищем, к примеру, подрядчика для выполнения ремонтных работ. Желающие подают документы, наш наблюдательный совет их рассматривает и принимает решение о выборе подрядчика. Наша процедура в отличие от предписанной 94-м ФЗ более проста, прагматична, менее зарегулированна.