На этой неделе в Томске прошла вторая конференция молодых атомщиков Сибири, посвященная перспективным направлениям развития атомной отрасли. На первый взгляд, вполне обычное «образовательно-профориентационное» мероприятие, какие для студенческого Томска не редкость: две сотни студентов-аспирантов из Томска, Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Красноярского края, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской, Челябинской и Ростовской областей обсуждают сегодняшний и завтрашний день отрасли, в которой им предстоит трудиться.
Конференция и не привлекла бы внимания СМИ, если бы не неожиданная для такого формата статусность «взрослой» части участников: для встречи c будущими атомщиками приехали руководители самых мощных и известных росатомовских научно-образовательных структур: ИБРАЭ, ВНИИНМ, ОКБ им. Африкантова, ФЭИ… Очевидно, что столь солидная публика планировала не только выступить на пленарном заседании и выслушать студенческие доклады. Весьма содержательная часть обсуждения перспектив атомной отрасли и атомного образования оказалась за рамками основной программы…
Миллиарды на модернизацию
В прошлом году Росатом заявил, что ставит перед собой задачу стать глобальным технологическим лидером. Это значит – взрывная концентрация новых высокотехнологичных рабочих мест, новые продукты и рынки, огромные инвестиции.
– В осуществление наших научно-исследовательских и конструкторских работ уже сегодня вовлечено около 25 тыс. человек, – сообщил заместитель гендиректора Рос-атома по инновациям Вячеслав Першуков. – Если в 2009 году объем финансирования НИОКР у нас составил 10 млрд рублей, то в 2011-м – уже 21,5 млрд, а к 2015-му планируем подойти к планке в 40 млрд. Ожидается, что к этому времени на исследовательскую деятельность Росатом будет направлять 4,5% выручки своих предприятий.
При этом, подчеркнул Першуков, ключевая задача – от сегодняшнего объема производства в 13 млрд долларов в год к 2030 году довести выручку до 50–60 млрд долларов.
– Если мы сможем сделать это, Росатом будет считать выполненной задачу по формированию глобального экономического влияния.
Главные направления исследований – технологии нового поколения: замыкание ядерного цикла и построение реакторов на быстрых нейтронах, полупроводники и новые материалы, управляемый термоядерный синтез и развитие
радиомедицины, изотопы и фармпрепараты, транспортно-энергети-ческий модуль для межпланетных полетов и даже суперкомпьютер…
Обновят реакторы
Для реализации задуманного придется кардинально модернизировать свою технологическую базу, и Росатом начал делать это нынче, заявил Першуков. Реализуется масштабная программа модернизации исследовательских реакторов как ключевых для инновационного развития отрасли технологических установок. В это дело госкорпорация уже инвестировала в 2011 году 1 млрд рублей. По словам Першукова, программа будет продолжена еще как минимум на два года с такими же объемами инвестиций.
– Нельзя создать ничего нового, используя экспериментальную и аналитическую базу 30–50-летней давности, – добавил замглавы Росатома.
И исследования, и производство
По всей видимости, в этот план модернизации будет включен и исследовательский реактор ТПУ.
– Этот реактор старенький, несовременный, так что одна из тем сегодняшнего обсуждения – программа его модернизации под учебный комплекс, – сообщил Вячеслав Першуков и подчеркнул: – Что касается желания ТПУ развернуть здесь еще и производственную программу, то эти коммерческие планы должны реализовываться на собственные средства вуза.
Между тем отказываться от коммерческой деятельности на исследовательском реакторе никому в Томске и в голову не придет: на нем налажен выпуск лучших в стране генераторов технеция и молибдена. Причем томский реактор сегодня обеспечивает четверть потребностей страны в изотопах для медицины.
– Здесь выпускаются генераторы технеция и молибдена из обогащенного молибдена – эта технология более современная, чем производство из урана, поскольку не дает осколков деления (урановая технология дает до 70 осколков деления, от которых продукт необходимо чистить). Наши генераторы не только чище, но и почти вдвое дешевле, чем урановые, – пояснил «ТН» заместитель губернатора Сергей Точилин.
Кадры нарасхват
Ситуацию с кадрами для атомной отрасли проректор МИФИ Эдуард Крючков охарактеризовал как драматичную:
– 20 лет назад атомная отрасль как госзаказчик снимала сливки, теперь дела обстоят совсем иначе. Распределения не существует, около 20% лучших выпускников вымываются коммерческими структурами, которые обещают студентам заманчивые карьерные траектории и хорошие деньги.
Да и студент в массе своей пошел не тот, виновата демографическая яма.
У томичей не столь мрачный взгляд на перспективу хотя бы потому, что ситуация с трудоустройством политехников зеркальна столичной: 70% выпускников идут на атомные производства и только 30% уходят в смежные сферы.
Вероятно, еще и по этой причине Росатом так оперативно (со времени визита главы госкорпорации Сергея Кириенко в Томск прошло всего три недели) принял решение об открытии в Томске на базе ТПУ центра целевой подготовки специалистов для АЭС зарубежных стран. Первый целевой набор первокурсников-«зарубежников», скорее всего, состоится в 2014 году, однако подготовка таких специалистов начнется уже в 2012-м.
Атомный кластер: скоро будет?
Замглавы Росатома согласен, что уже можно говорить о создании в Томске научного кластера по некоторым технологиям.
– Самое интересное, что может быть здесь создано, – это научное ядро по ядерной медицине, в частности развитие технологии производства изотопов, разработка радиофармпрепаратов, – пояснил Вячеслав Першуков. – Второе направление, которое можно и нужно развивать в Томске и которого в России нет вообще, – создание программного обеспечения для работы на медицинском оборудовании и улучшение качества диагностических методик. Третье – фторидные технологии: здесь есть СХК, в ТПУ существуют компетенции, позволяющие не теоретизировать в учебном процессе, а непосредственно реализовывать разработки в промышленности.
Специалисты уже вовсю этим занимаются, заверяет Сергей Точилин:
– Уже сформирована группа по разработке концепции и принятию решения о создании атомного кластера в Томске. Сегодня мы лишь ознакомили руководство Росатома и членов консорциума опорных вузов Росатома со своими возможностями. Мы были услышаны. Следующий шаг – подготовка предложений, нашего видения, что может и должно быть создано в Томске.
Первая конференция молодых атомщиков Сибири прошла в Томске в 2010 году. Ее организуют администрация Томской области, ГК «Росатом», Томский политехнический и Томский государственный университеты, Северский технологический институт НИЯУ «МИФИ», информационный центр по атомной энергии и Томский атомный центр.
Авторы лучших докладов по ядерной тематике были награждены в день закрытия конференции
На круглых столах молодые атомщики обсуждали вопросы ядерных технологий в энергетике и медицине, проблемы экологии отрасли и нераспространения ядерных материалов. Для школьников работала секция «Ядерные технологии – шаг в будущее». Состоялись два технических тура – на исследовательский реактор ТПУ и на Новосибирский завод химконцентратов
СКАЗАНО
Леонид Большов, директор Института безопасного развития атомной энергетики:
– Уроки Чернобыля и аварии на американской TMI российская атомная энергетика усвоила достаточно хорошо, а вот западная, как показала «Фукусима», – не полностью. Компания не оценила масштаб угрозы, не перевела управление аварийной станцией на уровень государства, пытаясь справиться своими силами. Авария на «Фукусиме» показала, что станция первого поколения, даже без модернизации, по сути, выдержала испытание невероятной по силе удара стихией. Ведь после того как схлынула вода, все системы станции были исправны, разрушений не было. И при быстрых и правильных действиях оператора эта авария прошла бы незамеченной.
Сейчас на всех станциях прошли или проходят так называемые стресс-тесты: атомщики проверяют каждый блок на устойчивость к потрясениям, анализируют, что нужно сделать, чтобы даже в самом маловероятном случае последствия аварии не вышли за пределы периметра станции. Россия выступила за ужесточение норм безопасности.
Сергей Точилин, замгубернатора по особо важным проектам:
– У нас очень хорошие, передовые наработки по фторидным технологиям. Мы можем создать и развить несколько производств в Томске: редкоземельных элементов, магнитов, изотопов для медицины. Обсуждается вопрос по строительству реактора нового поколения «БРЕСТ» в Северске – на 300 мегаватт, это может стать основой для будущего развития атомной энергетики.