Пятый областной съезд учителей прошел в минувший вторник в БКЗ. Съезд собрал более 700 делегатов: учителей, директоров, представителей исполнительной и законодательной власти – из 19 муниципальных образований Томской области.
Много денег и амбиций
Отрасль образования в ближайшее время ждут масштабные финансовые вливания. По словам замгубернатора Оксаны Козловской, приветствовавшей учителей на съезде, уже к концу 2012 года зарплата учителя должна вырасти до 28 тыс. рублей. На решение задач в рамках проекта «Новая школа» в 2012 году будет направлено порядка 8 млрд рублей – пятая часть консолидированного бюджета Томской области. Кроме того, областные власти ожидают 500 млн рублей из федерального бюджета на укрепление материально-технической базы учебных заведений и переподготовку школьных кадров. Займутся власти и проблемой омоложения учительских коллективов. Уже в следующем году молодые учителя начнут получать специальные доплаты. В ближайшие пять лет число педагогов до 30 лет в школах должно вырасти с 14 до 25–30%.
– Думаю, что все мероприятия, которые сегодня проводятся, средства, которые мы вкладываем в развитие школы, говорят об одном: мы с вами должны очень внимательно оценить качество нашего труда, – обратилась к делегатам съезда Оксана Козловская. – Мы являемся лидерами по ЕГЭ в Сибири. Но сегодня перед нами стоит совершенно другая, с точки зрения амбициозности планов, задача. К 2020 году мы должны войти в пятерку лидеров школьного образования в России. А к 2025-му должны замахнуться на то, чтобы стать одними из лидеров мировой системы школьного образования. Я думаю, что те ресурсы, которые вкладываются сегодня в школу, дают нам право и возможность это решить.
Истина в дискуссии
– Хочу выделить три задачи, которые сегодня стоят перед современной школой, – обозначил повестку дня начальник департамента общего образования Леонид Глок. – Первая – обеспечить доступное и качественное дошкольное образование. Вторая – переход на новые стандарты образования. Третья – педагогические и управленческие кадры для системы образования в целом и для общего образования в частности.
Съезд педагогической общественности – это возможность «сверить часы», обсудить актуальные проблемы, объединить в их решении усилия всех субъектов образования: профессионального сообщества, представителей власти, гражданских институтов.
– Мы предлагаем переговорную площадку для обмена мнениями, чтобы совместно определить приоритеты образовательной политики: зарплата, жилье для учителей, места в детском саду, оборудование для школ, новое содержание образования или что-то иное, – пояснил Глок. – Дискуссия нужна для того, чтобы общество брало на себя ответственность за происходящее в образовании.
Взгляд изнутри
Сказано – сделано. Слово на съезде было предоставлено всем группам профессионального сообщества. В своих докладах педагоги акцентировали внимание на проблемах в образовании, которые кажутся им значимыми.
– За последнее десятилетие финансирование отрасли образования увеличилось в четыре раза. Сделано много. Но есть еще ряд проблем, которые предстоит решить, – обратилась к делегатам съезда Надежда Лыжина, председатель ТРО ООО «Всероссийское педагогическое собрание», директор регионального центра развития образования. – Например, проблема повышения социального статуса педагога, престижа профессии. Это предполагает целый комплекс мер: повышение оплаты труда до уровня не ниже среднего, решение жилищных проблем, в том числе для работников пенсионного возраста. Необходимо разработать региональную программу, включающую обеспечение санаторно-курортным лечением. А еще – выплата подъемных, компенсации за съемное жилье, отсрочку от армии для учителей-мужчин…
Надежда Муха, учитель английского языка, тьютор школы МОУ «Эврика-развитие», акцентировала внимание на развитии предпринимательских компетенций у школьников. Любовь Катушкина, учитель начальных классов Зональненской СОШ, поделилась взглядом на новый федеральный образовательный стандарт. Татьяна Чехунова, учитель физической культуры СОШ № 37, отметила необходимость переосмысления современных уроков физкультуры, повышения квалификации учителей.
Звучали идеи об организации долговременной практики-интернатуры для студентов педагогических вузов (так они легче адаптируются к работе в школе) и введении института наставничества для молодых педагогов. Все идеи, озвученные на съезде, нашли место в итоговой резолюции. А это значит – будут приняты на вооружение представителями законодательной и исполнительной власти.
Сказано
Оксана Козловская, первый заместитель губернатора:
– Мы уже являемся лидерами по ЕГЭ в Сибири. Но сегодня перед нами стоит более амбициозная задача: к 2020 году мы должны войти в пятерку лидеров школьного образования в России, а к 2025-му – замахнуться на то, чтобы стать одними из лидеров мировой системы школьного образования.