О строительстве и гражданском обществе

Владимир Коренев, главный архитектор Томска

– Почему люди не приходят на публичные слушания? Градостроительный кодекс определяет: есть основные виды использования участка, а есть условно разрешенные, когда надо спрашивать общественное мнение. Есть возможность высказаться, и если недовольны – проголосовать против. На деле по-другому: даже когда районная администрация развешивает объявления о слушаниях, жители не приходят. Приходят строители и голосуют «за». Проект проходит все процедуры, строители заходят на площадку – начинается волна возмущений…

Это уже вопрос не градостроительной политики, а долгого-долгого осознания, что город развивается не только по прихоти чиновников, но и в соответствии с тем, как в этом участвуют жители.

Общественность хоть раз написала аргументированные предложения в комиссию по землепользованию: давайте в этом месте изменим регламент, введем такой параметр, будем лучше защищать, например, зеленые зоны или историческое наследие? Никто не написал, хотя имеют право. А активные девелоперы пишут. А мы обязаны рассмотреть любую заявку и вынести ее на публичные слушания…

Институт публичных слушаний непрост. Система в Европе формировалась веками, с появлением частной собственности на землю. Эта же система хорошо работала в дореволюционной России: было городовое право – жесткие требования, которые землепользователи должны были соблюдать. Надо сломить в себе ощущение, что за строительство должна беспокоиться только власть, а не те, кто находится рядом. Система направлена именно на то, что, если землепользователь захотел что-то сделать на своем участке, соседи должны в первую очередь заинтересоваться, что и почему он хочет сделать.

Например, как обезопасить себя от уплотняющей застройки? Оформить земельный участок под своим домом. И никто на эту территорию не зайдет. Но это же надо потрудиться, заявочку подать, сделать землеустроительное дело. На большие дома мы уже сами все делаем. Если все сложится, в следующем году выйдем на ковровое межевание территорий. Но почему это забота власти, а не собственников?

Мы тоже первопроходцы. Мы не жили в дореволюционной России, капиталистических странах. Наверное, это будет длиться не один год, пока общество не научится чувствовать ответственность за то, что происходит в городе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 3 =