Техника – в лизинг, деньги – в рост

У малых и средних предприятий, работающих в коммунальной и дорожной отраслях, есть возможность воспользоваться государственными программами лизинга

Томские дорожники, так же как и их коллеги по всей России, сегодня остро нуждаются в современной технике: в целом по стране критической степенью износа характеризуются 70% парка дорожно-строительной и 50–65% дорожно-эксплуатационной техники.

Однако в силу отраслевой специфики этим предприятиям подходят далеко не все механизмы привлечения инвестиций. Банки зачастую оценивают дорожников как высокорискованных клиентов. Кроме того, значительная часть отрасли представлена малыми и средними предприятиями, которым особенно сложно рассчитывать на кредиты. В этих условиях все больше предприятий отрасли, стремясь обновить свои парки, прибегают к использованию механизмов лизинга.

Требования к лизингополучателю не такие жесткие, как к заемщику. Кроме того, при лизинге не требуется залог, значительно превышающий по стоимости сумму займа: в качестве единственного обеспечения в подавляющем большинстве лизинговых сделок служит сам предмет лизинга. Наконец, банковский кредит может составлять максимум 70–80% от имеющихся активов предприятия. А лизинговое финансирование может превышать стоимость активов предприятия в 2–3 раза.

К тому же лизинг позволяет ­сэкономить на налогах: лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость, что значительно уменьшает налогооблагаемую базу по расчету налога на прибыль, а применение ускоренной амортизации с повышающим коэффициентом позволит существенно сэкономить на налоге на имущество.

Получив новую технику, предприятие может выплачивать лизинговые платежи за счет заработанной непосредственно с ее помощью прибыли. Тем более что затраты по лизингу (удорожание) сегодня сопоставимы и даже меньше уровня инфляции.

Предприятия прекрасно осознают свою выгоду: по данным РА «Эксперт», в первой половине 2011 года сумма новых лизинговых сделок выросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 2,07 раза, до 530 млрд рублей. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 31% и составил 1,36 трлн рублей. Благодаря масштабным госпрограммам поддержки отдельных отраслей 54,9% объема новых контрактов пришлось на долю государственных лизинговых компаний. При этом рост объема сегмента дорожно-строительной техники в структуре отечественного рынка (по предметам лизинга) составил 76,5%.

Простые расчеты показывают, что иногда взять технику в лизинг предприятию даже выгоднее, чем приобрести ее на собственные средства, ведь важно помнить про так называемый фактор временной стоимости денег. Деньги, на которые дорожное предприятие сегодня может приобрести, к примеру, комбинированную дорожную машину (3 млн рублей), можно положить в банк, а КДМ взять в лизинг. В результате сумма процентных затрат по лизинговой сделке может быть меньше доходов, полученных от банковского депозита.

При этом важно отметить, что сегодня использование лизинга дорожниками и коммунальщиками активно стимулирует государство, рассматривающее его в качестве основного инструмента инвестиций в модернизацию этих отраслей. Учитывая, что прямые дотации и целевое выделение средств дорожным и транспортным предприятиям, как показывает практика, не гарантируют ожидаемого результата, Правительство РФ намерено использовать для масштабного обновления техники именно лизинг, который заставляет государственные средства работать по законам рынка. Ведь в отличие от дотаций лизинг гарантирует сохранность, контроль целевого использования и возвратность государственных средств.

Оператором государственных лизинговых программ в дорожной отрасли является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). 80% ее клиентов – это малый и средний бизнес. Впрочем, крупные предприятия также активно пользуются лизингом с государственным финансированием. В Сибирском федеральном округе партнерами ГТЛК является 31% дорожных предприятий федерального значения.

И очевидно, что число томских дорожников, пользующихся механизмом лизинга с государственным финансированием, будет активно расти. Ведь в условиях, когда банки не могут восполнить дефицит долгосрочных инвестиций, это едва ли не единственный для дорожников региона способ обзавестись новой техникой.

Сергей СМИРНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + двенадцать =