У малых и средних предприятий, работающих в коммунальной и дорожной отраслях, есть возможность воспользоваться государственными программами лизинга
Томские дорожники, так же как и их коллеги по всей России, сегодня остро нуждаются в современной технике: в целом по стране критической степенью износа характеризуются 70% парка дорожно-строительной и 50–65% дорожно-эксплуатационной техники.
Однако в силу отраслевой специфики этим предприятиям подходят далеко не все механизмы привлечения инвестиций. Банки зачастую оценивают дорожников как высокорискованных клиентов. Кроме того, значительная часть отрасли представлена малыми и средними предприятиями, которым особенно сложно рассчитывать на кредиты. В этих условиях все больше предприятий отрасли, стремясь обновить свои парки, прибегают к использованию механизмов лизинга.
Требования к лизингополучателю не такие жесткие, как к заемщику. Кроме того, при лизинге не требуется залог, значительно превышающий по стоимости сумму займа: в качестве единственного обеспечения в подавляющем большинстве лизинговых сделок служит сам предмет лизинга. Наконец, банковский кредит может составлять максимум 70–80% от имеющихся активов предприятия. А лизинговое финансирование может превышать стоимость активов предприятия в 2–3 раза.
К тому же лизинг позволяет сэкономить на налогах: лизинговые платежи полностью относятся на себестоимость, что значительно уменьшает налогооблагаемую базу по расчету налога на прибыль, а применение ускоренной амортизации с повышающим коэффициентом позволит существенно сэкономить на налоге на имущество.
Получив новую технику, предприятие может выплачивать лизинговые платежи за счет заработанной непосредственно с ее помощью прибыли. Тем более что затраты по лизингу (удорожание) сегодня сопоставимы и даже меньше уровня инфляции.
Предприятия прекрасно осознают свою выгоду: по данным РА «Эксперт», в первой половине 2011 года сумма новых лизинговых сделок выросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в 2,07 раза, до 530 млрд рублей. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 31% и составил 1,36 трлн рублей. Благодаря масштабным госпрограммам поддержки отдельных отраслей 54,9% объема новых контрактов пришлось на долю государственных лизинговых компаний. При этом рост объема сегмента дорожно-строительной техники в структуре отечественного рынка (по предметам лизинга) составил 76,5%.
Простые расчеты показывают, что иногда взять технику в лизинг предприятию даже выгоднее, чем приобрести ее на собственные средства, ведь важно помнить про так называемый фактор временной стоимости денег. Деньги, на которые дорожное предприятие сегодня может приобрести, к примеру, комбинированную дорожную машину (3 млн рублей), можно положить в банк, а КДМ взять в лизинг. В результате сумма процентных затрат по лизинговой сделке может быть меньше доходов, полученных от банковского депозита.
При этом важно отметить, что сегодня использование лизинга дорожниками и коммунальщиками активно стимулирует государство, рассматривающее его в качестве основного инструмента инвестиций в модернизацию этих отраслей. Учитывая, что прямые дотации и целевое выделение средств дорожным и транспортным предприятиям, как показывает практика, не гарантируют ожидаемого результата, Правительство РФ намерено использовать для масштабного обновления техники именно лизинг, который заставляет государственные средства работать по законам рынка. Ведь в отличие от дотаций лизинг гарантирует сохранность, контроль целевого использования и возвратность государственных средств.
Оператором государственных лизинговых программ в дорожной отрасли является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). 80% ее клиентов – это малый и средний бизнес. Впрочем, крупные предприятия также активно пользуются лизингом с государственным финансированием. В Сибирском федеральном округе партнерами ГТЛК является 31% дорожных предприятий федерального значения.
И очевидно, что число томских дорожников, пользующихся механизмом лизинга с государственным финансированием, будет активно расти. Ведь в условиях, когда банки не могут восполнить дефицит долгосрочных инвестиций, это едва ли не единственный для дорожников региона способ обзавестись новой техникой.
Сергей СМИРНОВ