Сергей Трапезников: «Порядок в сфере ТБО наведет областной закон»

Работу по наведению порядка в части обращения с отходами производства и потребления Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области активно ведет с 2006 года. Мусорных свалок не стало меньше. Но заметно сократились их объемы. В Томске обустроены контейнерные площадки, установлены мусорные баки и бункеры, содержимое которых вывозится на полигон ТБО.

Полностью решить проблему свалок пока не удалось в том числе и потому, что федеральная нормативно-правовая база требует конкретизации. Областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды подготовил проект закона «Об отходах производства и потребления в Томской области». Какие вопросы будет регламентировать документ и чего благодаря его внедрению предполагается достичь, рассказал один из разработчиков – Сергей Трапезников, председатель комитета по экологической безопасности урбанизированных территорий этого департамента.

От схем – к практике

– Сергей Янович, чем не устраивает разработчиков федеральный закон?

– Закон не работает в полную силу. В том числе потому, что в нем обобщенно, схематично отражены основные требования к производителям отходов, а этого мало. Нет четкого определения границ ответственности субъектов, работающих с отходами. Между тем ненадлежащее обращение со столь специфическим продуктом может обернуться бедой для людей: бытовые и тем более производственные отходы бывают разные, некоторые их виды высокотоксичны. Наш закон, надеемся, будет способствовать систематизации процесса от производства отходов до их утилизации или захоронения.

– Что послужило основой законопроекта? Учтен ли опыт других регионов?

– Да. Мы изучили наработки регионов в сфере обращения с отходами, учтен и собственный опыт. В итоге за основу взят закон Ленинградской области.

– Вы сказали о разграничении ответственности хозяйствующих субъектов. Что это означает?

– В процессе обращения с отходами много участников – от производителей до тех, кто занимается их конечным размещением (захоронением). Если производитель – физическое лицо (гражданин), сразу возникает много юридических нюансов. Почему? Допустим, среднестатистическая семья (иными словами – производители отходов) проживает в многоэтажном доме, платит за сбор и вывоз ТБО. Но агентский договор на вывоз мусора со специализированной организацией заключает управляющая компания. Получается, что в процессе работы с отходами участвуют юридические и физические лица. Еще нюанс: кто должен убирать контейнерные площадки после того, как сбор мусора произведен? Кто отвечает за регулярность вывоза твердых бытовых отходов? Рядовому гражданину об этом зачастую неизвестно. Ведь договоры на выполнение услуг заключает от его имени УК. Нужно организовать единый порядок сбора и вывоза отходов, создать механизмы ответственности за нарушение законодательства о благоустройстве и об отходах производства и потребления. Мы разработали схему привлечения к административной ответственности за невыполнение контрагентами условий договоров по сбору и вывозу отходов. С этим необходимо бороться.

Накопление отходов

– Государственная политика в сфере обращения с отходами диктует их минимизацию и вовлечение в хозяйственный оборот. Как можно осуществлять подобное, если в законодательстве имеются пробелы?

– Сейчас готовятся поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Свалка – это своеобразное месторождение вторичных полезных ископаемых…

– То есть нужно организовать переработку отходов, чтобы до свалки их доходило как можно меньше, а уже накопленное на свалках также постепенно пускать в переработку, чтобы полигоны не разрастались до огромных размеров? И не нужно будет тратить миллионы рублей из бюджета на их рекультивацию.

– Да, так. Есть опыт Кемерова, где вторичное сырье отдали переработчикам, которые минимизируют объемы и используют отходы в хозяйственном обороте. Однако в законодательстве нет понятий «вторичное сырье» и «вторичные минеральные ресурсы». Это создает трудности для сортировщиков ТБО, ведь отдельные виды их деятельности (например, сбор пластика, полиэтилена) должны лицензироваться. Чтобы упростить процедуру раздельного сбора отходов и их минимизацию, был введен термин «накопление отходов» (на это особого разрешения получать не нужно). И заниматься сортировкой такого порядка могли бы сами граждане. Помните, как это делали томичи во время недавней акции «Чистый бор» в тимирязевском бору? Кстати, переработчики готовы сотрудничать при условии, что отходы мы будем сдавать уже сортированными.

– Бизнес заинтересован в этой работе?

– Да. Ресурсы дорожают, и этот вид бизнеса становится выгодным. Раздельный сбор мусора позволит минимизировать отходы, развивать предпринимательство в области вторичной переработки отходов и почти вдвое продлить срок эксплуатации полигона твердых бытовых отходов. Но ТБО – это то, что пока проще перезахоронить, чем переработать. Наша задача – за счет принятия областного закона об отходах упростить систему их переработки, сделать процесс более дешевым и менее трудозатратным.

Вовлечь мусор в оборот

– Закон «Об отходах производства и потребления в Томской области» предусматривает особые требования к обращению с некоторыми видами ТБО. О каких отходах речь?

– Их несколько видов. Так, определенные требования касаются обращения с отходами в садоводческих, огороднических товариществах. Эти организации должны заключать договоры на вывоз ТБО со своих территорий. Запрещено устраивать несанкционированные свалки где захочется. Для сбора отходов должны быть специальные бункеры. Следующий шаг – обязать администрацию садовых обществ разрабатывать систему минимизации отходов (к примеру, растительного происхождения) либо обеспечивать их складирование в отведенных местах.

Большая проблема в Томске с утилизацией строительного мусора. Такие отходы могут быть использованы чуть ли не на 100%. Но этот процесс нужно закрепить законодательно. Допустим, битым кирпичом можно засыпать овраги вместо дорогостоящего гравия (в Томске около 20 развивающихся оврагов). Но если высыпать битый кирпич в овраг, это может рассматриваться как административное нарушение за сброс отходов в неустановленном месте. Граждане могут быть оштрафованы на 5 тыс. рублей, юридические лица на сумму до 200 тыс. рублей, должностные лица – до 50 тыс. рублей. Я не против заслуженных жестких санкций. А в данном случае человек делает доброе дело, но по федеральному закону оно квалифицируется как административное правонарушение. Мы в областном законе прописываем конкретные требования к строительным отходам. Прежде всего у строительной компании должно быть специальное разрешение на перевозку и размещение отходов.

А еще областной закон преду­сматривает создание регионального кадастра отходов. Это электронная база данных о том, сколько и каких отходов образовалось у производителей, какие предприятия занимаются их переработкой, что за технологии применяют. Данная информация должна помочь одним избавиться от отходов, другим – минимизировать ТБО и вовлечь в хозяйственный оборот.

– Некоторые киоски и магазинчики вываливают мусор в контейнеры, предназначенные для жилых домов. Поможет ли новый закон навести порядок?

– Решить данную проблему можно с помощью уже существующей нормативно-правовой базы. В некоторых муниципалитетах приняты нормативные правовые акты, регламентирующие порядок сбора и вывоза отходов. Нужно лишь наладить эту работу. Такая статья в административном кодексе Томской области есть.

– Можно наказать жителей, которые бросают окурки с балкона или мешки с мусором в подъезде?

– Да. С помощью ст. 8.14 административного кодекса Томской области и Регламента сбора вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утвержденного постановлением мэра г. Томска. Санкции к физическим лицам до 5 тыс. рублей.

Обсудим вместе

– Нужно обсудить будущий закон на уровне предприятий и органов власти?

– Мы представили проект закона специалистам районных администраций, комбинатов благоустройства и специализированных предприятий, занимающихся вывозом ТБО, предпринимателям, которые ведут переработку вторсырья, управляющим компаниям. Нужно больше отзывов. Нам не нужен рамочный закон, требующий создания других нормативно-правовых актов. Люди должны им свободно пользоваться. Уточню лишь, что детально прописывать порядок сбора и вывоза ТБО в законе Томской области не имеем права, поскольку это полномочия органов местного самоуправления. В каждом муниципальном образовании должен быть особый порядок. В Томске он утверждается постановлением мэра. И должен соблюдаться.

С текстом проекта закона можно будет вскоре ознакомиться на сайте www.green.tsu.ru .

Екатерина СЕМЕНОВА

 

Государственная политика в сфере обращения с отходами диктует их минимизацию и вовлечение в хозяйственный оборот

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × пять =