Анатолий Копытов, директор Института развития образовательных систем РАО, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО:
– Цель реформы еще в 2007 году внятно сформулировал министр образования Андрей Фурсенко: «Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя». Эта идеология заложена в концепцию нового Закона об образовании – отсюда многие беды.
Но подход к образованию как к услуге методологически неверен. И товарно-денежные отношения в школе – нонсенс.
Ребенок должен получать фундаментальное образование, которое разовьет его мыслительные процессы, научит творчески мыслить. Измерительные материалы ЕГЭ не в состоянии измерить ход творчества. Воспитание в школе должно быть на первом месте, но сегодня его нет.
Из закона ушли понятия: «знание», «умение», «опыт». Они заменяются модным словом «компетенция». А компетенция – это всего лишь осведомленность.
Существовавший ранее уровень образования целенаправленно разрушается. В школе – отказом от фундаментальных основ (вспомните, в первом варианте закона обязательными предметами оставались физкультура, ОБЖ и «Россия в мире»!), в вузе – отказом от специалитета. А о начальном профобразовании в проекте закона и вовсе ни слова! Профтехучилища хотят передать в систему среднего профессионального образования, а ведь на этом уровне особенно сильна социальная защита детей (бесплатное питание, стипендии, обмундирование). Большинство выпускников детдомов шли в профтехучилища…
У нас в стране сейчас всего 5% высококвалифицированных рабочих, в Германии – 55%, в среднем в мире – 40%. Зато более 60% российских выпускников вузов не могут трудоустроиться. Болтаются, торгуют, идут в охранники. А толковых рабочих, техников не хватает.
В проекте закона среди 14 ключевых принципов исчезли три очень важных: всеобщность образования, его фундаментальность и бесплатность. Вместо бесплатности – рыночная услуга. Вместо фундаментальности – подготовка узкого функционера. Из-за отсутствия этих ключевых принципов оказалась искажена логика закона, что сделало его антинародным.
Все остальное – логически следующие за принципиальными ошибками частности. Несовершенств в этом проекте закона так много, что, возможно, правильнее было бы о нем забыть, а новый начать разрабатывать с нуля.
Готовящийся закон не соответствует и мировым тенденциям развития образования.
Мы расцениваем его как попытку государства уйти из этой сферы.