Бывший бригадир 77–го маршрута ищет работу
За судьбой перевозчиков с закрытых маршрутов пристально наблюдают другие участники рынка, ведь их может ожидать та же участь. 10 октября администрация закрыла маршрут № 77. Перевозчики в курсе планов городских чиновников о ликвидации еще шести маршрутов. Власти не раз заявляли: без работы добросовестные перевозчики не останутся, будут продлены действующие маршруты – всем место найдется. «ТН» решили поинтересоваться, как переживают перевозчики сложный период.
Третью неделю бригадир 77-го Владимир Копаница безработный, ждет перевода на другой маршрут. Предложений нет. А мобильник поет не умолкая. Звонят коллеги, для них пример Владимира словно лакмусовая бумажка и порядочности власти, и своих перспектив в маршрутном бизнесе.
Не коммерсант, а транспортник
В бизнес Копаницу занесли лихие 1990-е.
Я не коммерсант, но 20 лет назад иначе заработать оказалось невозможно. На предприятиях не платили по полгода. Те, кто чувствовал ответственность перед близкими, пошли в рынок, – Владимир Копаница.
Выход из финансового тупика ему предложила знакомая.
– Говорит, ты же транспортник, давай купим автобус – мои деньги, твоя организация. Не скажу, что загорелся, но тема близкая, пошел посоветоваться к другу детства Владимиру Валькенау (в департамент дорожного строительства). Он сказал: «Давай», пробил маршрут. Когда находился снаружи ситуации, казалось, что бизнес только формируется, я вовремя, а на деле – места забиты, и в основном сотрудниками ГАИ (вскоре бывшими – маршрутки оказались дня них безбедным выходом на пенсию). То есть я опоздал, пришлось брать то, что другим не понадобилось. Так попал на маршрут № 6. Накатывали, как могли, но тут на рынок зашел «Томскавтотранс» и просто забрал маршрут. Справедливости ради отмечу: тогдашний глава департамента Владимир Оккель поступил по-человечески: сразу перевел перевозчиков с маршрута № 6 на другой – уже № 77.
Все хуже и хуже
– Это не миф, что в свое время маршрутный бизнес приносил хорошие деньги: вопрос лишь в том, сколько у тебя машин и где они ходят, – откровенен Копаница. – Просто 10 лет назад, когда маршруты внезапно не перекраивали, бензин и запчасти так не дорожали, автобусы были помоложе и не сыпались, была одна доходная история. Сейчас иная.
Ольга, супруга Владимира, учитель информатики, с цифрами дружит, поэтому роль казначея в семье принадлежит ей. Ольга ежегодно подводит финансовый отчет:
В сравнении с моей учительской зарплатой муж всегда зарабатывал значительно больше. Был пиковый период (когда по 2–3 тысячи в день привозил). Так что в лучшие времена по 40–50 тысяч в месяц с автобуса доходило. Последние 3 года все хуже и хуже, – рассказывает Ольга. – В 2011 году со средней зарплатой 20 тыс. рублей я заработала больше, чем Володя. Причины объективные – как только хоть немного меняют маршрут, выручка серьезно (рублей на 500) падает в тот же день.
История маршрута № 77 показательна. 2008 год: 77-й постоянно вынужден переезжать с одной площадки Жилмассива на другую. 2009-й – маршрут продлили до «Спички», и опять пришлось его накатывать. 2011 год: перевели с пр. Ленина на ул. Гагарина – Крылова – «оголили», за лето смог купить лишь два колеса, – составляет печальную хронологию Владимир.
В последний год муж уже и сам сел за руль, а все равно бывало ничего не привозил, – подтверждает его слова супруга. – Бросай, говорю, это дело, а Володя будто не может без него. Уже и маршрут закрыли, а он все свой автобус чинит, колдует над ним. Трудный период у нас сейчас… Я набрала в школе часов по максимуму, но на семью из 4 человек, где двое – студенты-первокурсники, тяжело. Дочь учится платно, а это 70 тысяч рублей в год.
Когда я поступала, мы еще не знали, что 77-й закроют, – смущается дочь Надежда. – На первый семестр мне бабушка заняла. У папы пока нет зарплаты…
Ольга Бутакова, жена: «Говорят, маршрутники деньги зашибают. Это у кого несколько автобусов на линии… Не помню, чтобы мы шиковали: дом старенький, с печным отоплением. Машина – «Волга-21». Блага, которые нам «привез» автобус, могу по пальцам перечесть: стенка, шкаф-купе, натяжной потолок да дочка съездила за границу. Просто, пока наш автобус был на линии, в семье всегда была заначка, вот уже полгода, как кубышка пуста».
«Жена говорит: брось маршрутное дело. Не могу, это часть моей жизни, моя профессия, – протестует Копаница. – Да и как начать жизнь с чистого листа: кому нужен старый автобус без маршрута, кому нужен я в 54 года? И почему я должен лишиться работы, будучи добросовестным перевозчиком? Днюю и ночую в департаменте городского хозяйства, обещанных предложений о трудоустройстве нет, только слова. Во-первых, ставят перевозчиков в роль просителя, а во-вторых, мне кажется, власть целенаправленно тянет время: подождут, мол, да и устроятся сами. Думаю судиться: когда человек борется, у него еще есть шанс победить, если он отказывается от борьбы, он уже проиграл»