Единогласно против строительства медеплавильного цеха на территории завода «Томсккабель» проголосовали жители мкр. Каштак на общественных слушаниях, которые прошли в гимназии № 56 в минувший понедельник. Из 173 участников голосования против высказался 161 человек, за – 9, один воздержался.
– Я против строительства завода в жилом районе. Рядом школа, детский сад! При переработке меди выделяется диоксид азота, он плохо влияет на легкие, может привести к отеку легких, астме, – говорит Галина Ваулина, жительница дома по ул. Смирнова, 40/2.
На «Томсккабеле» уверяют: опасения граждан беспочвенны. На руках у компании проект изменения границ санитарной зоны и проект оценки риска для здоровья населения, утвержденный Роспотребнадзором в Москве. Согласно расчетам, которые выполняли для «Томсккабеля» лицензированные организации, сокращение санитарно-защитной зоны возможно, ведь вредных выбросов при выбранной технологии очистки ни рядом со школой, ни рядом с жилыми домами не будет. А столь бурный протест граждан на заводе связывают с предвыборной кампанией, утверждая, что ряд политиков попросту воспользовались ситуацией для повышения своего рейтинга.
Медеплавильный цех позволит «Томсккабелю» удешевить основное производство. Появятся 400 новых рабочих мест, в бюджет будет отчисляться дополнительно 300 млн рублей налогов в год
Жительница дома № 40/2 по ул. Смирнова Галина Ваулина не только принимала участие в общественных слушаниях, но и в составе инициативной группы собирала подписи жителей Каштака против строительства на территории «Томсккабеля» медеплавильного цеха. Говорит, что в подписных листах против высказались 3 100 человек.
– В администрации города идут на поводу у инвестора: новый цех, новые рабочие места… О здоровье жителей никто не думает. В 230 метрах от производства детский сад, в 240 – школа, жилые дома. Я не против создания нового производства, но почему в жилом районе? У нас что, земли мало? Пусть строят за городом! – негодует Галина Ваулина. – Мы свои права будем отстаивать: напишем губернатору, в приемную президенту…
«Опасения граждан беспочвенны»
На «Томсккабеле» ходом общественных слушаний остались недовольны: ведущему инженеру по охране труда и экологии Татьяне Халипо даже не удалось представить позицию предприятия. Возмущенные граждане не захотели слушать представительницу производства.
– 12 августа 2010 года в газете «Томский вестник» было дано объявление о наших намерениях реконструировать здание бывшей котельной, которую мы уже давно не используем, и создать на его площадях цех по вторичной переработке меди, – рассказывает Халипо. – Мы были готовы встречаться с гражданами, отвечать на их вопросы, но не получили ни одного отклика.
Проекты изменения границ санитарной зоны и оценки риска для здоровья граждан «Томсккабель» утвердил в федеральном Роспотребнадзоре. Расчеты, согласно которым сокращение защитной зоны возможно, выполняли лицензированные организации уральская компания экологического сопровождения проектов «Геоэкология» и НИИ «Экотоксикология».
– У нас не руда переплавляется. Берутся отходы высокого качества, специального класса очистки. Они не отягощены изоляцией – по сути, лом цветных металлов, чистая медь, – замечает «ТН» Татьяна Халипо. – То есть опасения граждан беспочвенны.
«Строить в обход закона не намерены»
К технологии переработки, утверждают на заводе, специалисты «Томсккабеля» подошли ответственно.
– В 2009 году мы представили инвестиционный проект по строительству цеха вторичной переработки меди, в рамках которого проработаны варианты приобретения оборудования, – рассказывает генеральный директор предприятия «Томсккабель» Сергей Чуловский. – На рынке есть много дешевого оборудования от китайских производителей, но мы рассматривали предложения только от западных поставщиков и только те, которые предполагают высокое качество газовой очистки. В итоге остановились на предложении одной из немецких компаний.
Создавать производство в другом месте, говорит Чуловский, «Томсккабель» не может:
– Использование достаточно дорогого оборудования мы запланировали потому, что уже располагаем площадями для открытия цеха. А строить в северном промышленном узле очень дорого: необходимо выкупить землю, возвести корпус, протянуть коммуникации, оплатить техническое присоединение… Это сумасшедшие дополнительные вложения, которые мы просто не потянем, учитывая, что только проект составляет около 800 млн рублей. Строить в обход закона мы не намерены. Если нам не удастся получить необходимые разрешения, от инвестиционного проекта, возможно, придется отказаться. При этом будет крайне жаль, что Томская область лишится около 400 рабочих мест и 300 млн рублей в год дополнительных налогов в бюджет.
Оценка рисков
– Я считаю, что жителям очень важно сплотиться сейчас и не допустить строительства нового производства, – говорит активист Анатолий Барышев, который месяц назад инициировал остановку не оснащенного очистными сооружениями кирпичного завода на Иркутском тракте. – К сожалению, по своему опыту могу сказать, что предприниматели не думают о здоровье граждан, не соблюдают требования природоохранного законодательства. Да, сегодня, когда заводу необходимо получить разрешение на строительство, руководство может пообещать что угодно. Но когда он будет построен, бороться за свои права жителям Каштака будет гораздо сложнее.
– Невозможно вынести оценку рисков, не изучив документов, – замечает председатель областного комитета экологической безопасности урбанизированных территорий Сергей Трапезников. – На территории города работают два подобных цеха: на «Сибэлектромоторе» и ТЭМЗе, там переплавляют чугун и алюминий. К производствам нет претензий ни у проверяющих органов, ни у граждан. Современные технологии позволяют сделать производство безопасным, но оценивать необходимо каждый конкретный случай. Мне не понятно, как в отсутствие достоверной информации, которая, как видно, никого не интересует, можно делать конкретные выводы: быть заводу или не быть.
P.S. Детали. К сожалению, «ТН» пока основывается лишь на свидетельствах заинтересованных сторон экологического конфликта и не может предоставить читателям экспертной оценки ситуации. Однако Сергей Трапезников пообещал детальнее изучить вопрос и на основе документов «Томсккабеля» сделать вывод, насколько действительно опасно планирующееся производство.
Кстати
Процедура введения новых производственных объектов одобрения общественности не требует. На повестке дня на общественных слушаниях, где и вспыхнул конфликт по поводу медеплавильного производства, стоял другой вопрос: «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования г. Томска». Дело в том, что земля, на которой расположен «Томсккабель», согласно правилам землепользования и застройки относится к зоне производственно-коммунальных объектов IV–V классов вредности (П-4). Медеплавильный цех – объект II класса вредности – должен размещаться в зоне с другой маркировкой – П-2. И вот изменение вида разрешенного использования земельных участков требует общественного согласия. Процесс, который обычно проходит скорее формально, вызвал бурную реакцию местного населения.
«У нас не руда переплавляется. Берутся отходы высокого качества, специального класса очистки. Они не отягощены изоляцией – по сути, лом цветных металлов, чистая медь, – замечает ведущий инженер по охране труда и экологии «Томсккабеля» Татьяна Халипо. – То есть опасения граждан беспочвенны»