Впервые Россия (точнее, еще СССР) обратилась с заявкой на вступление в ВТО в 1986 году. С тех пор наша страна не оставляла попыток присоединиться к организации. Главными противниками присоединения традиционно оставались США и Грузия. Однако на прошлой неделе между Россией и Грузией при посредничестве Швейцарии была достигнута договоренность.
Окончательная ратификация договоров станет важной исторической вехой, однако вопрос, насколько выгодно самой России присоединяться к ВТО, остается спорным. С одной стороны, членство открывает новые возможности (например, совместную корректировку правил мировой торговли), новые рынки, с другой – предполагает снижение дотационности ряда сфер (в том числе АПК) и снятие большинства заградительных
барьеров (что, по мнению некоторых экспертов, является угрозой для неокрепшей национальной экономики).
О том, что даст стране в целом и области в частности вступление в ВТО, рассуждают эксперты «ТН».
«Им выгоднее, чем нам»
Раиса Эльмурзаева, доцент кафедры национальной экономики ЭФ ТГУ, к.э.н.:
– Я думаю, этот шаг может принести нам какие-то политические очки, но он будет губителен для национальной экономики. Российский рынок захлебнется, если на него внезапно хлынет транснациональный капитал. Кредитные ресурсы ВТО значительно доступнее, чем российские, следовательно, наши предприятия будут постоянно перекредитовываться и начнут работать только на погашение долгов – это раз. За исключением оборонного комплекса, российская промышленность совершенно неконкурентна, она просто не выдержит наплыва более качественной и надежной продукции – это два. Под угрозой окажется и без того нестабильная российская финансовая система – это три. Говорят, что членство в ВТО позволяет лоббировать свои интересы, корректировать общие правила торговли, но что мы там собираемся лоббировать? Цены на энергоресурсы? В таком случае мы так и останемся сырьевым придатком мира.
Сегодня корпоративный долг отечественной экономики в 10 раз превышает государственный долг и значительно превышает золотовалютный резерв. Если хотя бы 50% вкладчиков одновременно потребуют вернуть свои депозиты, агентствам страхования вкладов не хватит средств, чтобы погасить банкам их издержки.
Что касается Томской области, то я не думаю, что наш регион получит какой-нибудь экономический эффект, поскольку у нас слабо развито производство. К тому же большинство компаний, которые работают на нашей земле, – «дочки» московских вертикальных холдингов, которые в конечном счете и забирают всю прибыль. И это хорошо, если они еще российские.
В общем, у нас сплошь экономика парадоксов.
Возможно, решение действующих членов ВТО объединиться с Россией было продиктовано кризисом, который разразился в Европе в последние два года, а может быть, тем фактом, что Россия – это гигантский рынок сбыта. В любом случае, мне кажется, что им это выгоднее, чем нам.
«Больше политики, чем экономики»
Владислав Брок, заместитель губернатора Томской области, начальник департамента по социально-эко-номическому развитию села:
– Насколько я знаю, удалось достигнуть соглашений, в соответствии с которыми условия и формы господдержки АПК в России не изменятся до 2017 года. Вернее, они будут частично модернизированы, так, чтобы осуществился переход из так называемой желтой корзины (меры по прямому стимулированию товарного производства) в зеленую (косвенное стимулирование). За отведенное время предполагается развить меры косвенной поддержки сельского хозяйства, которые применяются уже сегодня: снижение оптовых цен на ГСМ, снижение тарифов на электроэнергию и так далее. Поэтому я не думаю, что вступление в ВТО может в одночасье нанести вред экономике сельского хозяйства.
Те фермеры и пищевики, которые сегодня работают на экспорт, вряд ли что-то вообще почувствуют. Почувствовать могут только те, кто работает на внутреннем рынке, хотя, мне кажется, доля ввозимых продуктов питания в ближайшее время не увеличится. Напротив, наше производство с каждым годом растет, и сегодня российские продукты питания по качеству на порядок выше европейских. Я думаю, вхождение в ВТО – это больше политический вопрос, чем экономический.
В Томской области в 2010 году уровень господдержки села составил 1 183 млн рублей, в этом году он прогнозируется на уровне 1 250 млн. Деньги будут направлены прежде всего на субсидирование процентных ставок по кредитам фермеров, на технологическую модернизацию производства, на племенное животноводство и элитное семеноводство, а также на поддержание и повышение плодородности почвы.
«Выиграют сырьевики»
Кирилл Новожилов, президент МПО работодателей Томской области:
– Выиграют сырьевики, проиг-рают производства с высокой степенью обработки. На томских предприятиях это сильно не отразится, у них некоторые пошлины уже отменены. Китай вступил в ВТО, защитив свои предприятия заградительными пошлинами, как будем вступать мы, неизвестно. ВТО настаивает на отмене заградительных пошлин…
«Мы уже на свободном рынке»
Александр Добролюбов, заместитель начальника Томской таможни по экономике:
– Я не жду сильных волнений в Томске в связи со вступлением страны в ВТО. Нефть, газ и энергоресурсы, которые здесь добываются, декларируются в Москве. Томский пиломатериал, который вывозится на экспорт, идет без пошлин (кроме кругляка).
Томские предприятия уже на свободном рынке, защитные меры к ним практически не применяются. К тому же, мне кажется, кодекс таможенного союза и так чрезмерно либерален по отношению к участнику внешнеэкономической деятельности.
Единственное, что мы в Томске можем почувствовать, – это поэтапное снижение ввозных пошлин на дорогие импортные автомобили для физлиц, что сократит налоговые поступления в федеральный бюджет.