О бизнесе под прицелом

Виктор Кинев, бизнесмен:

– Редкое для Томска совпадение – в начале ноября убиты два местных предпринимателя. Преступления совершены из корыстных побуждений – с целью завладения деньгами. Эти трагические события спровоцировали разговоры о возвращении криминальных разборок лихих 90-х – у кого-то возникло ощущение, что заниматься бизнесом становится все опасней. Услышал и такую оценку: если в период перестройки и в 1990-е иммунитетом для предпринимателей была «крыша», то сейчас даже такого прикрытия нет.

С каждой из этих точек зрения согласен отчасти.

В 1991 году я только перевоплощался из врача в коммерсанта, и «крыша» действительно проявила ко мне интерес: криминальный авторитет сказал, что «братву нужно подогревать и платить в общак», показал мне смотрящих. Быстро понял: товарищам нужны только деньги – какое-то время платил, но при этом сильно сомневался, что тем самым покупал безопасность. Тогда и решил: от такой «крыши» нужно держаться подальше и лучше вообще не сотрудничать.

В начале 2000-х криминальную «крышу» сменила правоохранительная, и прикрытие в погонах (даже просто на уровне человеческих взаимоотношений) я бы назвал более эффективным, причем до сих пор. Но дружба с силовиками – все-таки палка о двух концах: одни могут действительно помогать, а другие аккумулировать информацию, чтобы позже против тебя твоим же оружием.

Полностью разделяю точку зрения, что сейчас заниматься бизнесом опасно. Основной денежный оборот сосредоточен в бизнес-среде, других живых предприятий просто нет, поэтому частные компании словно магнит – взгляды тех, кто не стесняется зарабатывать криминальными и силовыми методами, прикованы к бизнесменам. Я бы сказал, мы живем в эпоху заказа – начиная от сбора информации и заканчивая ее использованием. Причем это принцип работы и ряда контролирующих ведомств (силовых в том числе), и криминального сообщества (только и умеют, что отнимать и убивать).

Партнерство в бизнесе тоже отношу к рискам, поэтому стараюсь работать один. И дело зачастую не в отсутствии чистоплотности партнера. Как показывает практика, не все проходят испытание деньгами. Увы, в истории томского предпринимательства нередки случаи, когда один партнер начинает сомневаться в порядочности другого, и порой дело заканчивается заказом. И бывает, что те, кого наняли для силового воздействия, просто сдуру переусердствуют, вот только человека уже не вернешь.

Бывает, что партнер по бизнесу сам идет на радикальные меры, как в случае с томским коммерсантом, который вместе с кемеровским напарником занимался оптовыми поставками ГСМ. Соучредитель не захотел отдавать партнеру 20 миллионов и просто убил его.

Если у вас есть намерения или необходимость найти партнера, советую серьезно подумать о головной боли, которую приобретете. И подумать вдвойне, если речь зайдет о бизнес-союзе с кем-то из Кемеровской области. Там и в 1990-х, и сейчас господствовали и господствуют другие нравы: территория до сих пор является криминальной. Вдобавок ко всему жулики, которые в 1990-х получили сроки, сейчас выходят на свободу. В тюрьме «правильных профессиональных новых навыков» они не приобрели – по-прежнему умеют зарабатывать только криминальными методами. Они уже начинают искать потенциальных жертв и будут шлифовать свое преступное мастерство.

 

Виктор Кинев – владелец печально известного рыбоводческого комплекса, где 2 сентября в результате экологической катастрофы погибла вся рыба. Кинев тогда нашел в себе силы начать дело заново

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 3 =