Томские «инвестсезоны» доросли до практических решений

Осенний марафон

Несмотря на то что томские «Инвестсезоны», прошедшие нынче уже в третий раз, все еще достаточно новое для нас явление, они уже обросли некими правилами и даже традициями. С очевидностью укрепился главный принцип: прямой контакт власти с бизнесом и такой же разговор – без обиняков и экивоков.

Осенний «Инвестсезон-2011» открылся диалогом российских и немецких компаний: 17 ноября в Томске стартовала третья российско-германская конференция «Коммерциализация технологий будущего» (диалог этот участники назвали очень продуктивным).

22 ноября обсуждение темы продолжилось на инвестиционной сессии «ИНО Томск-2020»: стратегические проекты и перспективы для бизнеса». Представители власти, российские и иностранные предприниматели, руководители томских предприятий и ученые совместно пытались ответить на вопрос: как всем участникам инвестпроцесса найти общий язык в деле строительства инновационного будущего, чтобы строительство это не превратилось в аналог Вавилонской башни?

Сошлись в одном: главное – не ошибиться в выборе проектов, наполняя концепцию «ИНО Томск-2020» конкретикой, безошибочно распознать потенциал участников инновационного процесса и сделать правильные акценты. В противном случае огромные финансовые ресурсы не просто пропадут впустую – они похоронят под собой важную для всей страны идею…

Что важнее – развернуть масштабный, успешный бизнес-проект или создать в Томске особую инновационную среду? Кто и как будет управлять «ИНО Томском»? Какие просматриваются риски? И, наконец, какую роль в расцвете высоких технологий играет банальный соцкультбыт?

– И сейчас, когда мы говорим о прорывных стратегических проектах – строительстве дорог, развязок, скоростном трамвае, у большинства это вызывает скепсис, – подчеркнул мэр Томска Николай Николайчук. – Но разве не такие проекты определяют качество жизни в конкретном городе и видение его будущего?

– То, что диалог о среде обитания ведется сейчас в Томске, очень важно. Потому что Россия сегодня проигрывает конкуренцию в мире именно по среде обитания, – поддержал жизнеустроительные инициативы томской власти гость «Инвестсезонов» видный экономист, член генерального совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Анатолий Лейрих. – Многие задают вопрос: то, что делает сейчас Томск, – маниловщина или реальный шанс? Я думаю, Томск прав, потому что при этом он реализует собственный ресурс – очень сильный научный потенциал. И делает это по канадской системе: сначала в зону вбрасывается шайба, а потом туда все бегут, чтобы ее забить. Это, конечно, риск, но осознанный, прог­раммируемый. Томск себя ставит в такую позицию, когда постоянно надо решать следующий вопрос, а значит, он будет двигаться. И должно получиться. Я такого диалога, какой сегодня состоялся, нигде не слышал. То, что ваши руководители садятся обсуждать проблемы и планировать будущее с бизнесом, а бизнес, не пугаясь их присутствия, говорит, что думает, – это, поверьте, дорогого стоит.

Трамвай-желание

Томские «Инвестсезоны», начинавшиеся в прошлом году как попытка наладить диалог власти с бизнесом, доросли до практических решений: ключевым событием нынешней осенней сессии стало подписание соглашения о строительстве скоростного трамвая между Томском и Северском.

Свои подписи под документом о создании государственно-частного парт­нерства для реализации важного инфраструктурного проекта 22 ноября поставили главы обоих муниципалитетов Николай Николайчук и Григорий Шамин, а также генеральный директор компании-инвестора – ГК «Роел» Владимир Дорохин (Москва). Муниципалитет Томска рассчитывает запустить трамвай к 2016 году.

– Мы начинали с системы управления городским транспортом, и одной из локальных проблем оказалось развитие Томска и Северска как единой агломерации, которая должна иметь в том числе и единую транспортную инфраструктуру, – пояснил «ТН» Владимир Дорохин. – Мировая практика показывает, что оптимальным и наименее затратным видом транспорта в агломерации является скоростной трамвай. Так что данный проект – один из немногих, который может успешно реализоваться и быть первым в рамках начавшегося объединения городских агломераций. Похожие проекты реализуются в Москве, Новосибирске и еще ряде регионов.

Примерная стоимость ветки от центра Томска до центра Северска – 5 млрд рублей. Предельно допустимый срок окупаемости, по мнению главы компании-инвестора, 8–9 лет.

– Это очень приблизительные предварительные прикидки, сделанные исходя из существующей сегодня ситуации, то есть 800 тыс. жителей агломерации. Но Томск будет развиваться, в том числе и по численности, так что эти цифры, полагаю, будут откорректированы в лучшую сторону, – уточнил Дорохин.

Окупаемость проекта привязана к пассажиропотоку и к существующей тарифной политике. При этом тариф на скоростные поездки будет находиться в единых ценовых рамках со всем общественным транспортом города, заверил мэр Томска.

– Решение транспортной проблемы никоим образом не должно ухудшить благосостояние населения, – поддержал мэра инвестор.

По словам главы «Роэл», группа компаний обладает рядом европейских технологий по строительству полотна, являющихся оптимальными по цене и качеству, а подвижной состав производства «Белкоммунмаша» отвечает европейским требованиям, но при этом по цене в 3,2–3,6 раза дешевле немецких аналогов.

– Мы сегодня сделали первый шаг, причем не по тротуару, а по неудобице – с ямами и канавами, – признает Николай Николайчук. – Многие города сегодня приступили к этому вопросу, но надо признать, что опыта ни у нас в Томске, ни в России пока нет. Скоростной трамвай между Томском и Северском – это только первый этап, далее нужно думать о доступности аэропорта и ОКБ, мы уже ищем транспортные коридоры.

Материалы подготовила Инесса ЮШКОВСКАЯ

 

Мэр Томска Николай Николайчук и глава ГК «Роэл» Владимир Дорохин в общих чертах рассказали журналистам о проекте строительства линии скоростного трамвая

 

Финансирование проекта на паях с муниципальными бюджетами будет осуществлять создаваемое сейчас совместное с ГК «Роэл» предприятие «Центр пассажирских перевозок». На предпроектные работы (расчеты, изыскания, технико-экономическое обоснование) в ближайшие полгода компания планирует потратить 50–60 млн рублей.

Сказано

Николай Николайчук, мэр Томска:

– Площадкой, где будут генерироваться прорывные проекты, разрабатываться новая стратегия развития Томска, может и должен стать общественный совет при мэре. Он объединит несколько экспертно-аналитических групп, каждая из которых по своему профилю будет курировать целевые программы города. Предлагаю бизнесу, всем участникам сегодняшней инвестсессии войти в него и стать соавторами обновленной стратегии Томска.

Денис Молотков, заместитель мэра Томска по инвестициям:

– Сегодня в городе улучшается работа с инвесторами. Выстроена жесткая система предоставления земельных участков, которая практически исключила возможность коррупции. В текущем году создан институт проектных менеджеров, которые уже работают по десяти приоритетным для Томска проектам, действует рабочая площадка – городской инвестиционный комитет, где обсуждаются инвестпроекты и формируются «зеленые коридоры» для их продвижения, запущен информационный портал для потенциальных инвесторов и многое другое.

Сергей Градировский, эксперт городского развития (Москва):

– В разное время разные типы инвесторов определяют разные показатели инвестиционной привлекательности региона. Для портфельного инвестора важно: договорился – договоренности выполняются. Вы создаете ситуацию, чтобы сюда приехали инвесторы со своими командами и семьями? Или талантливые молодые ребята, которых после учебы вы планируете тут «заземлить»? Это все разные эшелоны… Власть должна определиться в приоритетах и создавать различные виды привлекательности.

Какие риски видятся для «ИНО Томска»? Если заниматься только инфраструктурами, можно разрушить то, чем Томск до этого ценился. Например, масштабные инфраструктурные проекты могут так поменять ландшафт, в том числе социальный, что люди скажут: жить стало некомфортно. Мосты, дороги, интенсивное перемещение с высокими скоростями могут сделать существование томичей менее уютным и более опасным. Сделать так, чтобы деньги не разрушали в городе то, что ценно, а, наоборот, усиливали, – это искусство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =