Говорим о том, что думаем

О проблеме особенных детей

Марина Анисимова, директор центра «Инклюзия», победитель всероссийского конкурса «Социальный предприниматель – 2011»:

– Открывая центр сопровождения семьи «Инклюзия», мы столкнулись с рядом удивительных и порой даже шокирующих моментов. Первое – в Томске очень большое количество семей с гиперактивными детьми. В последнее время эта болезнь (а это болезнь!) получает все более широкое распространение. Причины заболевания неизвестны. Современное телевидение, компьютер, стрессы… Тема только еще исследуется учеными.

Другим открытием стало то, насколько много в Томске детей с последствиями родовых травм. Вообще, детей-инвалидов намного больше, чем мы думаем. Ни один департамент не знает их точного числа. В некоторых семьях диагноз усиленно скрывают, опасаясь, что с ними перестанут общаться, станут косо смотреть на ребенка. У нас был случай, когда легкую степень аутизма у ребенка родители скрывали даже от родных бабушки и дедушки! Кроме того, в Томской области нет единой структуры, где родителям могли бы подсказать, где, кто и на каком этапе может помочь, существует дефицит центров реабилитации, не хватает специалистов-дефектологов.

Родителям сложных детей надо больше общаться, такие семьи могли бы помогать друг другу. К счастью, в последнее время их объединяет Интернет: на веб-сайте mama.tomsk.ru появился раздел «Особенные дети». Также они встречаются на различных мероприятиях, организуемых нашим центром, общественными и государственными организациями.

Пока к такому виду бизнеса, как социальное предпринимательство, в Томске относятся с настороженностью, а порой и с неуважением. Недавно мы попросили частную организацию предоставить помещение для репетиций, в ответ получили негативную реакцию: «Вы зарабатываете на инвалидах!» Но ведь извлечение прибыли – далеко не первое в нашей работе, мы прежде всего помогаем государству решать те задачи, с которыми оно не справляется.

В столице и крупных городах у инвалидов больше возможностей, но и Томск делает успешные шаги к инклюзии: появились центры по работе со сложными детьми, есть экспериментальные площадки по инклюзивному образованию, в томских вузах учатся студенты-инвалиды. Но еще больше нам предстоит сделать.

О преодолении негатива к мигрантам

Элеонора Львова, этнолог, доцент ТГУ:

– В свете растущих в обществе негативных настроений к мигрантам хотелось бы напомнить, что нам они нужны не меньше, а, может, даже больше, чем мы им. У многих сложилось мнение, что мы делаем мигрантам одолжение, предоставляя возможность работать на своей территории. Однако все крупные специалисты-демографы утверждают: миграция – спасательный круг для России.

Обойтись без притока рабочей силы извне мы сегодня просто не в состоянии. В России идет процесс естественной убыли населения, и в этих условиях именно миграционный проток играет позитивную роль. По данным переписи 2010 года, миграционный прирост в стране с 1992 по 2010 год превысил 7 млн человек. Это компенсировало почти на 60% естественную убыль населения, составившую за это время 13,1 млн.

Особенно сложно складывается демографическая ситуация в Сибири, где плотность населения сейчас – 1 человек на 2 кв. км. В последние 20 лет здесь происходит то, что называют «западным дрейфом». Население убывает в направлении с востока на запад, и для многих приезд в Сибирь – лишь трамплин для движения дальше. С 2002 по 2010 годы население СФО уменьшилось на 4% (2 млн человек).

Если эти процессы продолжатся, то, по подсчетам демографов и экономистов, к 2025 году мы столкнемся с нехваткой 10 млн трудоспособных россиян. Резервы для повышения уровня экономической активности будут исчерпаны. О какой модернизации и развитии экономики тогда можно будет вести речь?

С демографическими проблемами сталкиваются все крупнейшие страны мира. Но ни США, ни Канада не только не боятся принимать мигрантов, а делают многое, чтобы они приезжали. Подход чисто экономический: они понимают, что самостоятельно не смогут поддерживать тот высокий уровень жизни, к которому привыкли. Вот статистика по США: каждые 8 секунд рождается один ребенок, каждые 12 секунд один человек умирает, каждые 43 секунды прибывает один мигрант. Каждые 13 секунд население Америки увеличивается на 1 человека. Российская ситуация такова: каждые 18 секунд рождается 1 ребенок и каждые 16 секунд умирает 1 человек…

Россия сегодня занимает второе место в мире после США по притоку мигрантов. Численность их составляет более 12 млн человек. Но в отличие от Америки мы до сих пор «переболеваем» перемены исторического сюжета последних 20 лет. Внутреннее состояние значительной части российского населения складывается из чувства обиды за потерянный статус, историческую и культурную мощь прошлого. Все это мешает нам трезво оценивать реалии будущего.

Тенденция к развитию негатива по отношению к мигрантам – странный способ цементировать гражданское государственное самосознание. И невнимание к этим проблемам власти отнюдь не способствует сохранению нашего государственного единства. Необходима установка на изменение культурной и образовательной ситуации в стране. Например, в школах и университетах США в свое время читалось более 150 спецкурсов по истории афроамериканцев. В Томске тоже есть несколько интересных программ по этнонациональному образованию, но, увы, они входят в программу лишь немногих школ города. А ведь в подобном просвещении нуждаются не только школьники.

Цифра

2 475 иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность в Томской области:

24,4% – строительство;

16% – торговля;

18,1% – обрабатывающие производства.

(По данным УФМС по ТО)

О качестве российской науки

Сергей Кетов, профессор Токийского университета:

– Создание в Томской области Центра образования, исследований и разработок – это замечательный проект, который можно и нужно только приветствовать и поддерживать всеми способами. Но чтобы достичь мирового уровня в Томске, на мой взгляд, важнейшим является следующее: какие конкретные принципы будут заложены на деле (а не на словах или на бумаге) в основу этого проекта и какие конкретные критерии, индикаторы и ориентиры будут использоваться для оценки эффективности данного проекта.

В Томске очень высокая концентрация студентов, людей с высшим образованием и учеными степенями, что, безусловно, является конкурентным преимуществом перед другими регионами. Но это еще не означает должного качества образования и науки по мировым критериям. Объективно российское образование не является конвертируемым в мире, а российская наука не востребована должным образом в России и неуклонно теряет свои позиции в мире. А там, где нет науки на мировом уровне, там не может быть и образования на мировом уровне.

Чтобы достичь этого уровня, Томску необходимо совершить рывок. При этом важнейшими параметрами оценки проекта являются финансирование, качество научно-преподавательского состава, эффективность управления и организации. А также такие показатели, как доля иностранных специалистов (не менее 30%), английский язык в качестве официального (наряду с русским), мобильность на всех уровнях, от студента до директора.

Все эти принципы уже реализованы, например, в токийском центре World Premiere Initiative, где я работаю, и они уже начинают реализовываться в «Сколково». Кстати, это все те же принципы, о которых мы написали в открытом письме президенту РФ от имени более чем 200 ученых-соотечественников в 2009 году.

В перспективе в Томске должны появиться представительства компаний, являющихся признанными мировыми лидерами инноваций, международный университет на базе томских вузов при реальном участии хотя бы одного из лучших вузов мира, хотя бы один мировой бренд, известный и понятный каждому. Вот это и будет международным признанием мирового уровня в Томске.

По материалам пресс-службы администрации Томской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − тринадцать =