Черный квадрат
По требованию областной избирательной комиссии баннеры «Справедливой России» «Нет отставке Кресса» демонтированы, а из телеэфира исключены ролики соответствующего содержания. Между тем спор между облизбиркомом и «Справедливой Россией» о соответствии этих баннеров действующему законодательству стал, на мой взгляд, главным событием предвыборной кампании на этой неделе. И, возможно, главным содержательным (точнее, бессодержательным) событием всей кампании. Ведь в итоге тема выборов-назначения-переназначения губернаторов вообще и у нас в области особенно, которую, пусть и в своих целях, пыталась поставить «Справедливая Россия», снова становится блистательной фигурой умолчания со стороны всех политических партий.
Правосознание и правоприменение
Итак, в понедельник ряд информагентств Томска сообщили, что «облизбирком обязал «эсеров» убрать агитацию с фамилией Кресса». Во вторник справедливороссы опровергли эту информацию: уполномоченный представитель регионального отделения партии Артем Репринцев заявил, что письма, разосланные председателем избиркома Эльманом Юсубовым в партию, мэрию и СМИ, не являются юридически обязывающими документами:
– Это именно письма – не было ни запрета на размещение, ни постановления избирательной комиссии о признании агитационных материалов незаконными.
На следующий день Эльман Юсубов в ответ на вопрос «ТН» согласился с тем, что решения комиссии, обязывающего «Справедливую Россию» отказаться от используемой агитации, действительно нет, но заявил, что и нарушения закона в этом нет:
– …Если необходимо, мы готовы в четверг рассмотреть вопрос и принять решение (по запрету агитации «СР». – Прим. авт.). Но такой необходимости нет, потому что организации, которые разместили эту агитацию, уже сделали для себя правильные выводы: основываясь на этике права и закона, проявили высокое правосознание и демонтировали эти агитационные материалы. Если бы они отказались это сделать, тогда бы мы приняли решение…
Не видел лица Артема Репринцева, присутствовавшего на пресс-конференции Юсубова, но накануне то, что председатель облизбиркома назвал «этикой права» и «высоким уровнем правосознания», Репринцев именовал «вмешательством облизбиркома в избирательный процесс»:
– Избирательная комиссия Томской области меняет правовые конструкции на политические решения, которые спущены сверху. Если комиссия считает нашу агитационную продукцию незаконной, пусть примет решение…
А Галина Немцева заявила о применении административного ресурса в отношении организаций, участвующих в размещении баннеров «Справедливой России»:
– Собственникам рекламных носителей поступила задача снять баннеры. Естественно, люди не хотят иметь конфликт с мэрией, потому что это означает, что под вопросом будет их дальнейший бизнес. А мы нормальные люди и не хотим подставлять партнеров.
Эльман Юсубов, со своей стороны, категорически отрицал наличие какого-либо давления и выхода за правовое поле:
– Сложилась общемировая устойчивая практика, когда общение между субъектами избирательного процесса носит не всегда формальный характер… В данном случае есть решение председателя избирательной комиссии Томской области, оно признано всеми правоприменителями, и я им за это очень благодарен, что у них такой высокий уровень правосознания.
Всем утерли нос
Так же категорически, как и по форме принятия решения, стороны не согласны и в оценке содержания ныне снятых баннеров. Артем Репринцев заявил: утверждение, будто использование «Справедливой Россией» имени губернатора является агитацией за «Единую Россию» и потому незаконно, «оскорбительно для профессионала», который это говорит.
– Какая подмена понятий! – ответил на слегка скорректированный мной в сторону смягчения вопрос Эльман Юсубов. – Листовка «Нет отставке Кресса» является агитацией в пользу Виктора Мельхиоровича Кресса как кандидата в депутаты Госдумы РФ…
…На выходе из РИА «Новости», где проходила пресс-конференция, Эльмана Юсубова ждал пикет активистов «Справедливой России». Самодельный плакат гласил: «Утрем нос избиркому», а на плакате «Нет отставке Кресса» два последних слова были заклеены черным квадратом с надписью «этот материал запрещен» – такую форму агитации пытаются теперь утвердить «эсеры» в избиркоме.
Председатель облизбиркома предпочел покинуть здание через другой выход, а баннеры «эсеров» с именем губернатора демонтированы. Так кто кому нос утер? А вот слова на черном квадрате получились глубоко символичными. «Губернаторская» тема действительно запрещена для обсуждения: не только граждане, но даже региональный политический класс отстранен от принятия решения и даже от участия в процессе его подготовки. Местным политикам нечего сказать гражданам по этой теме, пока в Москве не будет принято решение.