Анатолий Лейрих, член генерального совета «Деловой России», специально для «ТН»:
– Научно-технические центры промышленных предприятий рыщут по миру в поисках всего нового и эффективного, они являются ловцами и главными заказчиками инноваций. Но я сомневаюсь, что наш военно-промышленный комплекс рыщет. И про машиностроение затрудняюсь сказать, учитывая, что у нас в передовиках автопром…
Внутреннего заказа на инновации у нас нет, потому что уже 20 лет не прекращается процесс разрушения промышленности. Подъем в начале 2000-х был связан исключительно с ростом цен на нефть и, соответственно, трат нефтяных компаний. Не вложениями, не инвестициями, а исключительно ничем не контролируемыми тратами, из-за которых стал расти строительный сектор, появилась потребность в технике, и машиностроительные заводы получили какой-никакой заказ… Но заметьте: строительный рынок возрос многократно, а производители поднялись на маленький процент, то есть они потеряли долю рынка, которую имели прежде. На рынок массово пришли иностранные поставщики.
Но если в нашей стране рынка нет, это не значит, что его нет вообще. Надо смело выходить за пределы России. Сейчас хорошая ситуация для этого сложилась в Европе: там огромное количество конструирующих и производящих компаний, которые имеют все элементы – от разработки до коммерциализации, все то, с чем у нас большие проблемы. И нам не обязательно учиться всему этому самостоятельно…
Сейчас эти компании слабы, их можно купить или войти в капитал, получив доступ к их методам, технологиям, кадрам и сбыту. Получив там точку опоры и сбыт, научившись конкурировать на самых требовательных рынках, вы вернетесь в Россию с новым продуктом и новой технологией, которая дает низкие затраты производства. Тогда, реализуя здесь наши преимущества по энергоносителям и более низкой зарплате, мы будем производить этот продукт еще дешевле. И сможем двинуть его через нашу европейскую компанию на европейский рынок.
Зазывать к себе иностранцев, предлагая отдать идеи за гроши, неправильный путь. Мы можем приглашать иностранцев, но они должны работать на нас, а не мы на них. Мы должны быть заказчиками, проектировщиками будущего.
Теоретически государство должно это понимать. Но у нас в стране нет промышленной политики. Вместо нее – пораженческая идеология, которая утверждает, что накопившиеся проблемы мы не можем решить самостоятельно. Это неправда. Это утверждают люди, которые никогда ничего не сконструировали сами, не произвели и не построили. И они у нас возглавляют предприятия, министерства, страну. Их называют эффективными менеджерами. Но я бы назвал фиктивными менеджерами, потому что кругом сплошная фикция и имитация.
Организуя любое производство в России, нужно ориентировать его на экспорт. На свой рынок вы придете по остаточному принципу: все, что не будет продано на экспорт, уйдет здесь.