Полный улет
Три спектакля за три дня поставили в театре драмы три молодых режиссера. Ограниченные временные рамки – главное условие театральной лаборатории DramUlёt, которая состоялась на этой неделе в Томске. В новом экспериментальном формате руководство театра ведет поиски главного режиссера.
… В закулисье на фоне батарей встряхнул артистов и зрителей режиссер Тимур Насиров. В его постановке «Сыроежки. Кораблекрушение» актеры, запинаясь, читают текст с листа. Но все это постепенно становится органичной частью самого действия. Эскиз, созданный режиссером за три дня, зрители называют готовым спектаклем. После показа на обсуждении просят режиссера ничего не менять. И благодарят за то, что увидели томских артистов с неожиданных сторон.
Вообще, именно зрители определяли, какой спектакль из представленных достоин остаться в репертуаре театра: в фойе стояли кубы, куда каждый мог опустить бумажку со своим мнением.
– Для нас принципиально важно, найдет ли режиссер общий язык с труппой. Иначе, каким бы талантливым он ни был, плодотворной работы не получится, – отмечает директор театра драмы Геннадий Сокуров и признает, что театр в последнее время переживает застой, поэтому в поиске нового главного режиссера и решили пойти новым путем.
По словам завлита драмтеатра Марии Смирновой, для постановки участникам специально предложили современную драматургию. Проводил лабораторию в Томске Олег Лоевский, признанный эксперт, художественный директор фестиваля «Реальный театр», член экспертного совета национальной премии «Золотая маска».
– Новый театр подразумевает существование большой сцены, где есть и классика, и комедия. Но должны быть и эскизы, которые делают молодые артисты и режиссеры, это должен быть театр с маргинальными пьесами, странными текстами, – говорит Лоевский. – Театр должен менять пространство, если мы хотим, чтобы зритель с нами общался.
Участники лаборатории DramUlёt
Антон Безъязыков
Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Работал в театрах Барнаула, Прокопьевска, Нижневартовска. Много сотрудничал с кино: к примеру, был режиссером кастинга и вторым режиссером по площадке на кинокартинах Алексея Германа-младшего Garpastum и «Бумажный солдат». На лаборатории сделал эскиз по пьесе «Остров Рикоту» молодого драматурга из Уфы Наталии Мошкиной, в которой приехавшему в командировку на Дальний Восток столичному журналисту местные жители заявляют, что никакой Москвы не существует…
Тимур Насиров
Востоковед, театровед, театральный режис-сер. Окончил режиссерский факультет Санкт-Петербургской академии театрально-го искусства. Руководил драматически-ми театрами Лысьвы и Воркуты. В Томском ТЮЗе два года назад ставил спектакль «Музыка ночью». На лаборатории поставил спектакль по пьесе «Сыроежки. Кораблекрушение» драматурга Ксении Драгунской. История из детства о мечтах, о Синей птице, дружбе, любви, честном слове и разбившихся надеждах.
Михаил Заец
Выпускник Новосибирского театрального училища по специальности «актер театра и кино» и Екатеринбургского государственного театрального института по специальности «режиссер театра». Работал в театрах Тюмени и Екатеринбурга. На лаборатории сделал эскиз по пьесе «Хлам» Михаила Дурненкова, получившего Гран-при на международном конкурсе драматургов «Евразия-2008». Герои пьесы стараются начать жизнь заново, пытаясь доказать всем остальным, что они не хлам.
СКАЗАНО
Олег Лоевский, художественный директор фестиваля «Реальный театр», член экспертного совета национальной премии «Золотая маска»:
– Попса по телевизору и в театре сегодня одна и та же. Театр ставит бессмысленные комедии, честно говоря, просто всякую хрень. Я каждые три дня смотрю по спектаклю в разных городах России. И везде основная часть зала – это девушки в добрачный период, женщины после развода и пожилые дамы. Безусловно, такой зритель должен получать свои мелодрамы и комедии. Но ведь это не единственный сегмент! Театр не пытается ни менять репертуар, ни искать другого зрителя. Есть масса технологий и идей, как сделать так, чтобы театр существовал в новой реальности. И новый зритель вербуется моментально, если с ними говорить по правде, а не на языке бесконечного Рэя Куни. Я не верю в отсутствие театрального зрителя. Просто его нужно заинтересовать.