Тема нынешнего, 16-го по счету, форума – «Эффективный менеджмент: лидерство и социальная ответственность в бизнесе». Организаторы – администрация Томской области, Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области и учебно-консалтинговый центр «Международный менеджмент, качество, сертификация» (ММКС) – уверены, что и нынче в конференции примут участие лидеры бизнеса, науки, образования, разделяющие идеологию непрерывного совершенствования и улучшения жизни людей.
Успешное развитие любой организации, региона и страны определяется людьми, именно человеческий фактор является либо залогом процветания, либо причиной стагнации, – с такого предисловия начал разговор о томском пути к качеству Александр Таловский, начальник областного департамента потребительского рынка. – Жителей нашего региона отличает высокий уровень интеллекта, восприимчивость ко всему новому, а также дух свободолюбия, креативности и, надо признать, достаточно высокая требовательность к уровню и содержанию жизни. Поэтому тема качества на протяжении многих лет является одной из приоритетных в экономической и социальной политике региона.
Решение о проведении областной (а позже международной) конференции «Качество – во имя лучшей жизни» было принято губернатором в далеком 1996 году. Она была призвана объединить усилия власти, науки и бизнеса для продвижения передовых методов управления в текущую практику организаций и учреждений. Тогда конференция играла не только объединяющую, но и образовательную роль, ведь в ней принимали участие зарубежные специалисты. В 1998 году конференция получила официальный статус международной и новое имя: «Качество – стратегия XXI века».
Учились у гуру
– Кто же учил томский бизнес хорошо работать?
– Гостями конференции в разные годы были такие гуру качества, как Тито Конти (Италия), Майкл Остин (Великобритания), Хакан Волин (Швеция), Радэ Бошкович (Сербия), Стефан Хенш (Германия), профессора Адлер, Гончаров, Лапидус, Розно. Они знакомили томичей с самыми новыми подходами и проблемами в области менеджмента. Многие ныне известные и успешные томские предприятия на ежегодных конференциях по качеству получили импульс для поступательного движения. 15 лет проведения конференции – это еще и 15 сборников трудов, ярко иллюстрирующих динамику развития менеджмента в регионе и позволяющих подвести некоторые итоги…
Конференция положила начало общественному движению за качество в нашей области. У нас развернулось целое общественное движение за качество, в котором активное участие принимают университеты, сертификационные, научно-исследовательские центры, лаборатории, общественные организации потребителей… На конференции задавалась траектория развития на следующий год, сверялись часы и подводились итоги.
Качественная инфраструктура
– То есть в обсуждение темы удалось вовлечь всех, кому она интересна?
– Не просто в обсуждение. К 2000 году была окончательно сформирована инфраструктура для осуществления работы по проблемам качества. Основными ее элементами стали совет по проблемам качества при губернаторе, экспертная группа, сформированная из числа наиболее квалифицированных специалистов в области качества, представителей производства, науки, учебных заведений, высшие и средние учебные заведения, центры, которые ведут подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области качества, консалтинговые организации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, департамент потребительского рынка.
Премия как инструмент
– Какие созданы инструменты влияния на предприятия? Как можно управлять этим процессом?
– Еще на первой конференции было принято решение об организации конкурса на соискание премии губернатора за качество. Она явилась базовым условием для активизации внедрения международных стандартов ISO и подготовки специалистов-экспертов. Созданный в регионе коллектив экспертов не только проводил аудиты на соответствие премии, но и активно помогал организациям внедрять современный менеджмент. Эта премия оказала большое влияние на развитие движения за качество еще и потому, что в ее основу были положены критерии Европейской премии в области качества (European Quality Award) и аналогичной премии Правительства РФ.
Как сравнить пирожки с гексафторидом
– Как же можно сравнивать качество абсолютно разной продукции, например гексафторида урана и пирожков? Как выбрать победителя?
– Премией награждалось предприятие, а не его продукция (хотя, безусловно, высокое качество продукции было непременным условием для участия в конкурсе). Но гораздо выше ценилось то, как она производится и насколько имеющаяся на предприятии система управления обеспечивает стабильность качества выпускаемой продукции.
Особая роль отводилась приверженности первого руководителя в определении цели, выработке и реализации политики в области качества. Оценивалась также способность предприятия рационально хозяйствовать в непростых экономических условиях, использовать ресурсы, кадровый потенциал.
– Учитывали пресловутый человеческий фактор?
– Да. И потому в ходе конкурса важное место отводилось оценке удовлетворенности персонала своей работой, отношению потребителей к продукции, влиянию организации на общество. То есть в рамках самооценки и внешней оценки предприятий анализировалась система управления.
Каждый год привносил в жизнь нашего города что-то новое, появлялись новые международные стандарты, возникли новые проекты и имена, программы форумов менялись, но конференция «Качество – стратегия XXI века» неизменно оставалась отражением перспектив и идей, которые побуждали двигаться вперед – к успеху.
Поговорим о ВТО
– Чего ожидаете от нынешней конференции?
– Магистральная тема все та же: повышение качества управления, сервиса и продукции. То есть, говоря об эффективном менеджменте и социальной ответственности в бизнесе, мы ставим цель – представить руководителям, менеджерам предприятий наиболее актуальные инструменты управления. Кроме того, предстоит обсудить с участниками и экспертами те вызовы, которые ставит перед бизнесом вступление России в ВТО.
Конференция продолжится бизнес-дискуссиями и мастер-классами, где участники смогут получить практическую информацию о современных методах менеджмента (управление рисками, проектами, изменениями). Пройдут мини-тренинги успешных продаж и публичных выступлений.
Сказано
Алина Петиченко, директор учебно-консалтингового центра «Международный менеджмент, качество, сертификация»:
– Если сравнивать качество управления бизнесом в Томске и в других регионах, то по целому ряду отраслей мы впереди. Немалую роль в этом сыграла наша ежегодная конференция, которая не только служит площадкой обмена мнениями, но и мощным импульсом для развития управленческих инноваций, отличной базой для дальнейшего инновационного развития региона. Уже 16 лет на конференции «Качество – стратегия XXI века» успешно обмениваются опытом крупный, средний и малый бизнес. Здесь можно установить профессиональные контакты, познакомиться с самыми свежими идеями в системах управления, обсудить эффективность внедрения управленческих методов, которые обсуждались в ходе прошлых встреч.
Программа конференции «Качество – стратегия XXI века»
8 декабря перед томскими предпринимателями выступят эксперты российского и мирового уровня. Например, директор германской компании DHL Рональд К. Джанке с докладом «Новые вызовы: глобальное устойчивое совершенство» (компания DHL – самый крупный работодатель в Европе, занимает 6-е место в мире по численности сотрудников). С докладом «Качество управления проектами» выступит гендиректор госкорпорации «ПМСОФТ» Александр Цветков. В работе конференции примет участие руководитель внешнего органа по сертификации «ТЮФ Интернационал РУС» Антон Шалаев и другие профессионалы в области управления.
9 декабря работа продолжится по четырем секциям: «Эффективное использование внутренних ресурсов организации: передовые инструменты менеджмента в бизнесе; Lean – бережливое производство, управление изменениями, рисками»; «Управление качеством, подтверждение соответствия в промышленности и сфере услуг»; «Кадровое обеспечение малого и среднего бизнеса» и «Молодые ученые и студенты о качестве».