Электорат устал
Большинство наблюдателей, оценивая итоги выборов 4 декабря в Госдуму РФ и областную Думу, сравнивают их с аналогичными мартовскими и декабрьскими выборами 2007 года. С формальной точки зрения это верно, а вот с содержательной, на мой взгляд, приводит к ошибочным выводам. То есть попадание в мишень есть, но далеко от яблочка – в лучшем случае в троечку. Потому что, принимая систему координат 2007–2011 годов, мы, по сути, соглашаемся с выдвинутым единороссами тезисом, что в падении рейтинга партии власти виноват почти исключительно финансово-экономический кризис 2008–2009 годов. Мол, на «Единой России» лежит «особая ответственность», в том числе и за явления, объективно мало от нее зависящие. То есть граждане не оценили успехов власти по минимизации последствий кризиса, но – всякое лыко в строку – возложили на партию власти ответственность за все свои проблемы. (Равным образом объясняется и существенный рост поддержки оппозиционных парламентских партий, которые-де спекулируют на объективных трудностях.)
Между тем, если сменить линию прицела, то мишень видится четче и можно попасть гораздо ближе к ее центру. А сменить прицел мы можем, ведь у нас в распоряжении есть итоги выборов в гордуму Томска 10 октября 2010 года.
Итак, чуть более года назад «Единая Россия» получила в Томске 42,23% голосов. Эта цифра вполне сопоставима, с одной стороны, с 48,16% поддержки партии на выборах в областную Думу в 2007-м. С другой стороны, эти 42,23% на 12% больше, чем было достигнуто в прошлое воскресенье – уровень голосования за «Единую Россию» в Томске по разным округам колеблется от 26% до 31%, а в среднем составляет меньше 30%. То есть с 2007 по 2010 годы, как раз за кризис, в Томске единороссы потеряли 6%, а за последний год – 12%.
Объективными причинами в виде экономического кризиса сей казус не объяснить. Следовательно, причина в другом. И думаю, она описывается словами, вынесенными в заголовок. Напомню, долговременная, с лета 2009 года, агитационная кампания «Единой России» строилась на слогане «Кризис преодолеем!» – многочисленные баннеры гарантировали это во всех местах Томска. Избирателям долго и упорно обещали, что жить скоро станет лучше и веселее. И многие люди были полны оптимистических ожиданий.
Однако реалии «выхода из кризиса», официально объявленного властью, оказались очень далеки от представлений граждан. Былой рост доходов бюджетников и пенсионеров, опережавший, кстати, возможности экономики, власти обеспечить не смогли. Да и не захотели. Многие предприятия и даже целые отрасли впали в стагнацию. С соответствующими последствиями для их работников и клиентов – больнее всего это проявляется в строительстве. Вместо многократно обещанного снижения налогов бизнес получил дополнительную и тяжкую нагрузку страховых выплат.
И будущее оптимизма не внушает. Информированные граждане знают, например, о сокращении расходов на образование и науку, культуру и медицину, ЖКХ и социалку, запланированные в трехлетнем бюджете. А у неинформированных людей было достаточно времени, чтобы интуитивно почувствовать: их надежды на возвращение былых жирных лет оказались иллюзиями. Оно и не удивительно – например, бюджет Томска этого года гораздо хуже бюджета-2010, и власти приходится урезать социальные расходы.
А ведь экономика – лишь часть системы координат. Есть еще огромный пласт жизни, порядки которого ввергают людей в уныние и раздражение. Так, соцопросы показывают, что все больше граждан, причем из самых разных социальных групп, не уверены в своей безопасности (в широком смысле этого слова). Но при этом темы работы контролирующих и правоохранительных органов, судебной системы, отвратительного бизнес-климата, коррупции стали замечательными умолчаниями предвыборной кампании «Единой России».
В общем, судя по электоральным результатам прошлого октября и нынешнего декабря, подобное преодоление кризиса не понравилось российским гражданам гораздо больше, чем сам кризис. Перефразируя известную фразу, – электорат устал. И никакой «Народный фронт», в который с экзальтированным восторгом вступают поодиночке и целыми предприятиями, эту усталость не то что отменить, но даже скрыть не может. Потому что в 32 регионах (Сибирь и Дальний Восток, Урал и Поволжье, Русский Север и Центральная Россия) уровень поддержки партии власти оказался от 29 до 39%.
Думаю, предстоящие 4 марта выборы президента не вызовут всплеска социального оптимизма. Полагаю, мы вошли в длительную полосу унылой стагнации. Но государство, судя по озвучиваемым планам, это, похоже, мало волнует. Независимые политологи считают, что, несмотря на итоги выборов 4 декабря, которые являются однозначным запросом общества на серьезные перемены, гражданам вряд ли следует ожидать существенной смены приоритетов государства в политической, экономической и социальной сферах.
Детали
Утверждение ряда СМИ о том, что «область голосовала за «Единую Россию», а Томск за оппозицию», нельзя принять, потому что это утверждение страдает существенной погрешностью – не оценивает итоги выборов в их динамике. Да, по сравнению с Томском в сельских районах «Единая Россия» получила почти вдвое больший процент голосов. Однако лишь в нескольких сельских избирательных округах уровень поддержки партии власти и на выборах в Госдуму, и на выборах в областную Думу достиг 55–56% (повсеместно – ниже 50%), в то время как на мартовских и декабрьских выборах 2007 года сельские округа массово показывали 65–70% голосования за «Единую Россию». То есть все вышесказанное про города коррелируется и с селом.