Фотограф Ираклий Шанидзе о пользе творческих экспериментов

В кухне театра «Скоморох» – изящная восточная девушка с
огромным контрабасом. Курит. Ехидно ухмыляется. Перебирает тонкими
пальчиками струны. Здесь же, среди кухонной утвари, импровизированный
зрительный зал. И публика – сплошь в парадных костюмах. Зрелище,
завораживающее своей нелепостью.

 

Все это – постановочная
съемка в рамках мастер-класса фотохудожника Ираклия Шанидзе. На минувшей
неделе в «Академии фотографии» прошел его пятидневный семинар,
направленный на развитие творческого мышления.

– Понятно, нажать
на кнопочку можно научить кого угодно. Но сделать так, чтобы фотография
была о чем-то, желательно с подтекстом, который еще более о чем-то, –
это куда интереснее и сложнее, – объясняет Шанидзе.

Мастер абсурда

Ираклия Шанидзе называют фотографом-абсурдистом, авангардистом. Его искусство – гламурным панком. Сам он смеется:

– То, что я делаю — это, наверное, пост-пост-модерн, но привязывать себя преднамеренно к какому-то стилю я отказываюсь.

Каждая
художественная фотография Шанидзе – затейливый ментальный лабиринт, в
который он приглашает зрителя. Съемкам в студии предшествует упорная
интеллектуальная работа.

– Идея картинки: «домашний концерт»,
советская бытовуха, только в гротескном варианте. Потому что кухня эта
куда более ужасна, чем мы привыкли видеть тогда. В советские времена
ведь так и было: какие-то барды, Высоцкий, Окуджава ютились по
квартиркам, кухням. Играли песни, которые мы слушаем до сих пор, в
скотских условиях. Лучший способ показывать такие вещи – это гротеск.

Но
на картинке, снятой в кухне «Скомороха», речь идет, конечно, не только и
не столько о советских кухнях. Шанидзе вообще убежден, что у сюжетной
художественной фотографии не должно быть одной трактовки. Искусство же
заключается в том, чтобы заставить говорить каждую деталь.

– Люди
тогда были вынуждены ютиться в кухнях, потому что культурный фронт не
воспринимался властью. А сегодня происходит парадоксальная ситуация:
людям с высококультурным восприятием тоже приходится ютиться, потому что
все остальное же – попса, – дарит мастер одно из возможных прочтений
кухонного фоторассказа.

Трэш и кич

У съемочной группы –
перерыв. Пока снимали даму с контрабасом, в маленьком помещении изрядно
надымили, создавая высокохудожественный сигаретный дым.

– Какой
трэш! – удовлетворенно рассматривает Ираклий фотографии. – Вы только
посмотрите! Трэш и кич – это ведь тоже форма художественного выражения.
Он никого не оставляет равнодушным: кто-то смеется, кто-то крутит
пальцем у виска. А есть люди, которые считают, что все должно быть
культурно – ну, такие квадратные люди бывают… Они на это смотрят и
негодуют. И это негодование, которое они высказывают публично, – это то,
что нужно. Это катализатор обсуждения.

Художнику того и надо:
шаблон разорван. А значит, время, потраченное зрителем на восприятие
очередной картины, он оплатил сполна: эмоциями, новым знанием. Вообще,
фотографии Шанидзе нередко оказываются в эпицентре скандалов. Но мастер
только пожимает плечами:

– В Америке я сфотографировал картинку
про дохлую русалку. Она вызвала очень много протестов. Там обнаженная
натура большой частью общества не воспринимается. И это очень смешно.
Ведь пуританство на самом деле достаточно лицемерное. На этой картинке
огромный толстый рыжий боцман выносит из воды дох­лую русалку. А рядом в
инвалидной коляске еще одна русалка – потому что как иначе ей по суше
передвигаться? А у боцмана лицо такое, что он не может выбрать между
живой в инвалидной коляске и дохлой, но голой на руках. И контекст у
этой фотографии получается, с одной стороны, мерзкий, а с другой –
правдивый. Мы очень скандалили.

Мир уцелел, потому что смеялся

Фотоснимки,
сделанные в ходе томского мастер-класса, Шанидзе представил на одном из
американских фотофорумов. Автора тут же заклеймили: безумец, мол. Но
Шанидзе не привыкать к таким обвинениям. В ответ он просто улыбается и
продолжает работать над фотопровокациями:

– В Габрово есть музей
юмора, над входом в который написано: «Мир уцелел, потому что смеялся».
Так вот, если относиться ко всему серьезно, можно сойти с ума. А если
смотреть на все с улыбкой… Вот, до 43 лет дожил и в психушке ни разу
не лежал.

Досье «ТН»

фото: Евгений Севостьянов

 

Ираклий
Шанидзе родился в Грузии. Жил на Украине. Окончил химфак МГУ. А после
распада Советского Союза отправился в США. Там защитил диссертацию по
фармакологии – «О физико-химических аспектах соупотребления алкоголя и
кокаина». А потом решил для себя, что лабораторные изыскания – это не
то, чем бы он хотел заниматься всю жизнь. И стал фотографом. Вообще,
фотоискусством Шанидзе очарован с 12 лет. Чтобы получить возможность
заниматься коммерческой съемкой в США, ему пришлось поступить в
Нью-Йоркском Институте фотографии. Параллельно Ираклий штудировал
прикладную психологию. Сегодня он не только эпатажный фотохудожник, но и
востребованный коммерческий фотограф, который проводит свои учебные
курсы по всему миру.

Фотожурнал Portfolio, посвятивший рассказу о
работах Ираклия Шанидзе свой первый номер, предположил: «Возможно, на
рынке фотоискусства появилось новое направление, родоначальником
которого является Ираклий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × четыре =