Отъем жилья по-черному
В суд Октябрьского района передано уголовное дело по факту мошенничества, совершенного организованной преступной группой в особо крупном размере. С 2006 по 2010 год члены группы путем обмана и злоупотребления доверием граждан приобретали права на объекты недвижимости в Томске и в районах области.
Общая сумма ущерба – более 11 млн рублей. В материалах дела 9 эпизодов: 7 оконченных сделок, 2 покушения. Только одна квартира возвращена бывшему владельцу, остальные собственники пополнили армию людей без определенного места жительства.
В поисках жертв
Для следствия так и осталось вопросом, как обвиняемые находили потенциальных жертв. Скорее всего, помогала агентурная сеть (знакомые из жилищных организаций, риелторы), иногда жертв вычисляли, заглянув в почтовые ящики, где скопились жировки с долгами. На граждан оказывалось психологическое, иногда физическое давление, в результате чего потерпевшие соглашались на предложенные условия и подписывали доверенность на распоряжение недвижимым имуществом.
– В ряде случаев мошеннические действия совершались с использованием поддельных документов, – рассказывает старший следователь по особо важным делам отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики СЧ СУ УМВД по ТО Евгений Уржунцев. – Иногда доверчивых потерпевших просто обманывали. Порой использовали паспорта умерших граждан.
Прецедент с инвалидом
В материалах несколько «черных» сделок, в трех случаях пострадавшие – инвалиды. И лишь один из них смог вернуть себе свое жилье.
– В квартиру почти не ходячего гражданина на пр. Мира обманщики попали под видом социальных работников, обрадовав, что в доме запланирован капремонт, – продолжает Уржунцев. – И по поддельной доверенности оформили куплю-продажу.
Затем обратились в суд с иском о его принудительном выселении. В процесс вступила сестра пострадавшего. И тут всплыло много деталей, которые заставили суд принять решение в пользу бывшего собственника жилья. В частности, установили: инвалид, имея заболевание опорно-двигательного аппарата, физически не мог съездить в Новосибирск для оформления доверенности. Связавшись с нотариусом, узнали: документ (передоверяющий право) поддельный. Решение – вернуть квартиру инвалиду. В 99% случаев бывает наоборот.
История этого инвалида стала ниточкой, позволившей распутать клубок преступных сделок.
Полагая, что подозрительные личности обманули не одного человека, следователь и оперативники обратились в Росреестр, откуда получили перечень сделок, в которых принимали участие фигуранты, а также их родственники. Список оказался богатым: порядка 20 сделок, половина выглядели сомнительно. По итогам работы действительно выяснилось, что некоторое жилье приобреталось незаконным путем.
Под давлением
Преступный дуэт (муж и жена) больше специализировался на тех, кто страдал алкоголизмом. Вычислив такого гражданина, они наведывались к нему и сообщали о задолженности (которой могло и не быть). Оказывая психологическое, иногда и физическое воздействие, жертв полудобровольно доставляли в томскую квартиру, где им для начала щедро наливали. Наутро, проспавшись, владельцы квадратных метров получали от организатора ОПГ предложение: подписать документы на приватизацию жилья с последующей перепродажей и покупкой квартиры меньшей площади плюс, к примеру, трактора в придачу. Жилье слабовольных граждан участники ОПГ продавали, те поначалу были покорны, жили на этой конспиративной квартире, помогая по хозяйству, и ждали, когда же им купят малогабаритку или домик в деревне. Прождав полгода и более, лишенные жилья отказывались от рабского существования, и их выгоняли на улицу.
– Без жилья осталась даже семья с детьми, – приводит пример Евгений Уржунцев. – Подписав доверенность, томичи лишились «двушки», скитались по съемным квартирам. Мать подавала иск в суд, но юридически документ был оформлен с ошибками, она не стала судиться, обращаться в правоохранительные органы, позже пояснив, что ей было не до этого, нужно было выживать, кормить семью.
Не выгорело
Два эпизода проходят по уголовному делу как покушение на мошенничество, сделки не удалось довести до логического завершения. В одном из случаев оставить без жилья мошенники пытались сироту. Парень, уже подписав ряд бумаг, вовремя успел одуматься и обратиться в Росреестр по поводу аннулирования договора купли-продажи.
В другом случае злоумышленникам помешали бдительные сотрудники Росреестра. Женщина уехала за пределы России, оставив в Томске квартиру. Узнав об этом, предположительно, от риелторов, члены ОПГ пустили в ход паспорт уже умершего гражданина (жителя другого региона), оформили на него доверенность от имени собственницы квартиры. Имея на руках липовые документы, обратились в Росреестр, чтобы заключить договор купли-продажи. Не получилось. Регистраторы засомневались в чистоте документов. Вторая попытка, когда квартиру попытались оформить на имя участницы ОПГ, тоже сорвалась: служба безопасности Росреестра проверила доверенность, выяснив, что нотариус ее не оформлял.
43-летний Юрий Шабанов стал жертвой ОПГ: «С марта 2011 года без крыши над головой. Жил в подъезде, летом в сарае, в октябре стал замерзать, переселился в бойлерную. Вот мое жилище: тепло, есть свет, сплю на этом вот стуле. Стараюсь остаться человеком, не скатиться, где могу, подрабатываю (максимум 50 рублей дают), раз в неделю хожу к знакомым мыться и стирать. Понимаю, что на грани, но держусь, надеюсь, что после того, как мошенников осудят, хоть какую-то компенсацию мне выплатят».
Организатор ОПГ – 43-летний мужчина, ранее привлекался к уголовной ответственности, в период осуществления мошеннических действий не имел официального места работы. Подельница – томичка 1956 г. р. (в недавнем прошлом его жена). Организатор в СИЗО, исполнительница отпущена под подписку. Имущество преступного дуэта арестовано. Также под арестом находятся некоторые объекты, права на которые были приобретены у потерпевших путем обмана.
Чтобы не стать жертвой мошенников:
ни в коем случае не передавайте свои документы;
снимите копии паспортов тех, кто будет совершать действия с вашей недвижимостью;
не подписывайте доверенность с правом получения денег и имущества;
покупая землю, узнайте у соседей, поселковой администрации, кто владелец.
Дело Юринского уходит в суд
Задержание с поличным главы судебного департамента Владимира Юринского – одно из самых громких коррупционных дел 2011 года. И вот спустя 9 месяцев после задержания следствие готово передать материалы в суд.
– В суд дело главы судебного департамента уходит с обвинительным заключением: взятка в особо крупном размере 5,5 млн рублей, – сказал руководитель отдела процессуального контроля СКР по ТО Сергей Арефьев. – Доказано 10 эпизодов взятки за период 2009–2010 годов. Взяткодатели – руководители двух строительных организаций, которые получали подряды за так называемые откаты. Решение, с кем сотрудничать, подписывать договор на выполнение работ, зависело как раз от руководства судебного департамента. На уровне сложившихся взаимоотношений две частные фирмы приноровились ремонтировать здания судов, у суда Советского района возвели пристройку. Согласно показаниям представителей частных подрядных организаций, суммы взяток составляли 300–500 тыс. рублей и свыше 1 млн рублей – все зависело от подряда (суммы договора), который доставался частнику.
На первый взгляд, урожай коррупционных дел у СКР по ТО за год невелик – 34 дела (18 направлено в суд), но прерогатива СКР – особо тяжкие составы и дела, возбужденные в отношении спецсубьектов (должностные лица, депутаты, представители правоохранительной сферы). Однако с января 2012 года все коррупционные составы станут подследственностью только СКР.
– Стоит отметить еще одно дело года уходящего: расследование преступления коррупционной направленности, совершенное в составе ОПГ, – продолжает Арефьев. – На рабочем месте героин сбывал оперуполномоченный уголовного розыска УВД по Томску, к которому якобы для дачи показаний (на самом деле за покупкой наркотиков) приходили псевдоподозреваемые и свидетели. В деле
11 эпизодов, материалы в суде.
Глава судебного департамента, задержанный 11 марта, до 13 декабря пробыл в СИЗО. На этой неделе суд, учитывая окончание следствия и состояние здоровья обвиняемого, изменил ему меру пресечения на домашний арест. В ходе следствия Юринский против себя не свидетельствовал. Ему грозит от 7 до 12 лет лишения свободы.