Выбить пробки

Студенты ТГАСУ решают транспортные проблемы города

Летающие автобусы, магнитные монорельсовые поезда, проходящие прямо по небоскребам, воздухоплавающие закусочные, голографическая реклама…

Представили? Нет? Если вы стоите в пробке у 4-й поликлиники в час пик, у вас есть еще пара часов, чтобы представить, что, кроме этого, нужно Томску для движения без заторов.

А вот дипломники дорожно-строительного факультета ТГАСУ не только представили, но и спроектировали ближайшее асфальтно-рельсовое будущее Томска.

Параллели и развязки

Беда в том, что дорожный Томск развивался без учета нынешнего автобума. Узкие, тесные, переплетенные улочки как в Севилье, четыре проспекта на весь город – все это создает головную боль для томских инженеров. Взять проспект Ленина. Чтобы расширить улицу, нужно сносить, все, что находится вдоль нее. Единственный выход, который видят выпускники ТГАСУ: ввести новую дорогу параллельно проспекту. Или «запустить» набережную.

А легендарную своими «манхэттенскими» пробками «4-ю поликлинику» можно спасти только с помощью развязки «клеверный лист». Где четыре лепестка – дороги для левого и правого поворотов под эстакадой.

Военно-эстакадные хитрости

По прогнозам специалистов архитектурно-строительного университета, лет через пять город просто встанет от обилия машин, если ничего не предпринимать.

Распределением маршрутной сети занимаются студент пятого курса дорожно-строительного факультета Алексей Гаврюшенко и его научный руководитель Андрей Бурлуцкий, аспирант кафедры «автомобильные дороги». Диплом готовится по заказу томского департамента дорожного строительства.

Проблема Томска в том, считает Алексей, что маршрутки идут только по главным улицам. Остальная сеть для наших «пазиков» не приспособлена. Слишком извилистая, слишком неровная. Что до перехода Томска на большегрузные маршрутки, студенты ТГАСУ не считают, что это оправдано. Для таких автобусов наши двухполосные улочки с маленьким радиусом поворота – очень узкие. Так что полной замены автобусов не произойдет.

Методику распределения маршрутного транспорта, которая подошла бы для крупного, плотного, компактного Томска с его слаборазвитой дорожной сетью, найти очень сложно. Например, нынешние расчеты маршрутной сети строятся чуть ли не по приметам. Нужен рациональный комплексный метод, чем и занимается Алексей.

Зарубежный опыт перенимается, но дозировано. Там нет таких финансовых проблем. В Германии, Японии, Канаде могут построить сеть в три-четыре уровня с эстакадами, развязками и тоннелями. Эффективно, но дорого. Томским же инженерам приходится идти на всевозможные военные хитрости, чтобы реконструировать и строить дороги при нашем бюджете. Так, на развязку у 4-й поликлиники городу выделили пока всего около 100 млн. рублей, этого хватит только на подготовку к работе. А реально все вместе стоит примерно 1,5-2 миллиарда.

Три шага к будущему,

или Как будут выглядеть томские дороги в ближайшие 50 лет

Алексей занимается только маршрутной сетью Томска, но, как говорится, «бензин ваш, идеи наши». Представим на минуту, что экономить на разрешении транспортных проблем не нужно – как изменится Томск к ближайшее 50 лет? Прогноз от Алексея Гаврюшенко и Андрея Бурлуцкого.

Шаг первый. Скоростной трамвай. Через 5 лет

Достойный аналог маршрутки. Если автобус идет со скоростью 16 км/ч, то скоростной трамвай может развивать 25-30 км/ч. Это достигается за счет тоннелей и эстакад, которые позволяют трамваю не стоять у каждого светофора по пять минут. Несмотря на то, что многие томичи относятся к томскому трамваю как к динозавру, который не сегодня-завтра вымрет, Алексей Гаврюшенко не считает, что трамвай забросят. Сейчас, напротив, им активно занимаются.

— Во многих крупных городах, — рассказывает Алексей, — 50 процентов перевозок приходится на электротранспорт, 25 – на автобус, а остальное – на автомобиль. У трамвая большая провозная способность, минимальные затраты, дешевая энергия. Дорого только построить пути. Скоростной трамвай нужно запускать там, где «спальные» районы и мощный пассажиропоток. Например, по Комсомольскому проспекту или по Каштаку.

Шаг второй. Монорельсовый трамвай. Через 20-30 лет

Монорельсовые сети сильно развиты в Японии. Недавно их начали строить в Москве. Такой трамвай может быть подвешен на монорельсовую дорогу или ехать по ней «традиционным», общепризнанным трамвайным способом. Дорога проходит над землей, поэтому такой трамвай никак не зависит от общего движения. Средняя скорость 50-60 км/ч. Скорее всего, такие пути будут проходить через Иркутский тракт, пр. Мира, Восточный…

Шаг третий. Метро. Через 50 лет

— Это не утопия, — рассказывает Андрей Бурлуцкий. – Мало того, год назад такое предложение обсуждалось в «Томгипротрансе». Владимир Путин во время своего визита в Томск спросил, почему здесь до сих пор нет метро.

Но, во-первых, метро прокладывается только в городах-миллионниках, а во-вторых, у нас слишком мягкий грунт. В таких условиях томское метро будет стоить столько же, сколько и московское. Сейчас эту идею отложили на время. Есть более насущные проблемы.

Пока эти прогнозы могут показаться фантастическими. В любом случае, точно сказать, как оно будет на самом деле, мы сможем лет через «…дцать». А пока нам придется еще какое-то время постоять у 4-й поликлиники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + 19 =